Москва стала лидером по загрузке гостиниц в Европе

Другим странам мешают коронавирусные ограничения
Закрытие границ и, по сути, невозможность выезда из России стимулировали интерес к внутреннему туризму
Закрытие границ и, по сути, невозможность выезда из России стимулировали интерес к внутреннему туризму / Евгений Разумный / Ведомости

Российская столица начиная с ноября прошлого года занимает 1-е место в Европе по уровню загрузки гостиниц. Это следует из отчета международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, которая учитывала при составлении рейтинга объекты категории «3–5 звезд».

К примеру, в ноябре московские отели были заполнены на 39%, тогда как в Стамбуле, который был лидером рейтинга месяцем ранее, этот показатель снизился до 37,3%. В декабре уровень загрузки в российской столице поднялся до 43,3%, что более чем в 1,5 раза выше, чем в крупнейшем городе Турции. В первый месяц 2021 г. этот показатель в Москве практически не изменился – 43,6%, но на 2-е место вышел Баку: там в среднем в январе было загружено 26% номеров в гостиницах. Стамбул же опустился на 3-е место (24%) и делит его с Санкт-Петербургом.

Данные Cushman & Wakefield по Москве подтверждают как другие консультанты, так и отельеры. Руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова говорит, что в январе заполнено было 47% номеров в столичных гостиницах. Аналогичный показатель, по ее словам, был в сентябре прошлого года, это самый высокий результат с момента введения карантинных ограничений в стране.

Для сравнения: в доковидные времена картина в рейтинге Cushman & Wakefield по заполняемости гостиниц была кардинально иной. Скажем, в январе 2020 г. на 1-м месте был Лондон (70,5%). За ним плотной группой следовали Париж, Стамбул, Манчестер и Мадрид. А Москва с 60,1% занимала 15-е место в рейтинге.

Российская столица действительно демонстрирует более положительную динамику в сравнении с Европой, говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова. Но, по ее словам, загрузка московских отелей в январе была очень неравномерной – от 45–60% в дни новогодних каникул до 20–30% в рабочие дни. Такого разрыва до пандемии коронавируса не было, напоминает она.

Гендиректор Accor по России, Украине, Грузии и СНГ Алексис Деларофф и вовсе говорит, что средняя заполняемость 19 московских отелей сети в первый месяц 2021 г. составляла 50–60%, а в праздники этот показатель доходил и до 90%. На 80% были загружены в январе три московских отеля сети Azimut Hotels, утверждает ее гендиректор Максим Бродовский. В то же время ее объекты в Германии и Австрии были заполнены лишь на 20%.

Европа все еще не преодолела очередную волну коронавирусной инфекции, а в ряде стран, например Польше, налицо новый этап роста заболеваний среди населения, объясняет результаты рейтинга партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко.

Все это, по ее словам, привело к вводу очередных серьезных ограничений на перемещение людей и приостановке работы объектов инфраструктуры, включая отели. Средняя загрузка европейских гостиниц в последнее время оставалась на уровне 15–25%, отмечает Белова. А, к примеру, в Берлине в январе она составила всего 12%. По ее словам, сохраняющиеся ограничения на поездки, проведение мероприятий, работу ресторанов и учреждений культуры продолжают оказывать негативное влияние на операционные показатели отелей.

В это же время в период новогодних каникул московские власти смогли справиться с ростом заболеваний коронавирусом без значительных ограничений, отмечает Усенко. Этим, по ее словам, и объясняются высокие показатели столичных отелей.

С этим согласны и другие эксперты. Благодаря возможности свободного перемещения внутри страны и практически полному снятию ограничений московский гостиничный рынок имеет все шансы восстановиться быстрее европейских столиц, добавляет Белова. По словам Делароффа, из-за частично закрытых границ основной туристический поток в Москву сейчас образуют внутренние деловые туристы и отдыхающие. «Увеличение загрузки номерного фонда в Москве началось с августа – сентября после частичного снятия ограничений в городе», – рассказывает Бродовский. По его словам, закрытие границ и, по сути, невозможность выезда из России стимулировали интерес к внутреннему туризму.

Несмотря на неплохую загрузку, восстановление выручки московских отелей происходит медленнее, чем хотелось, и основная причина – это снижение средней стоимости номеров, говорит Бродовский. Этот показатель в некоторых категориях гостиниц ранее упал на 30–40%, отмечает Белова. Самую высокую доходность, по данным Cushman & Wakefield, в январе показали отели Цюриха и Женевы – $30,6 и $27,3 на номер за одну ночь. Москва заняла 3-е место. Тут доходность составила $26,5.

Закрытие границ и, по сути, невозможность выезда из России стимулировали интерес к внутреннему туризму