«Яндекс.Маркет» арендовал на Новорязанском шоссе 200 000 кв. м складов

Это будет один из крупнейших логопарков для одной компании в России
Максим Стулов / Ведомости

Общая площадь складов, которую арендовала компания «Яндекс.Маркет» в логопарке «Софьино» на Новорязанском шоссе в Подмосковье, составила 200 000 кв. м, рассказали «Ведомостям» два консультанта, работавшие с участниками сделки.

Они напоминают, что ранее стороны заключили соглашение лишь на 100 000 кв. м, теперь площадь объектов увеличена в 2 раза. Представители «Софьино» и «Яндекс.Маркета» эту информацию подтвердили. По словам последнего, компания планирует объединить два комплекса, что позволит повысить качество и эффективность обработки товаров, снизить сроки и стоимость доставки и проч. Первая фаза второго комплекс на 40 000 кв. м будет закончена уже осенью 2021 г., говорит собеседник «Ведомостей».

Сервис «Яндекс.Маркета» был создан еще в 2000 г. В 2017 г. «Сбер» и «Яндекс» договорились на его основе создать совместное предприятие с общей капитализацией 60 млрд руб. Глава госбанка Герман Греф тогда говорил, что партнеры хотят сделать российский Amazon. Однако летом прошлого года стороны объявили о разделе активов: «Яндекс» выкупил долю «Сбера» в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд руб. Общий ассортимент товаров, который можно приобрести на площадке, по данным компании, уже достиг 2 млн единиц. У нее 8000 активных партнеров, еще 25 000 размещаются там по рекламной модели.

Условия сделки по аренде площадей в «Софьино» стороны не разглашают. Директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко считает, что ставка аренды там может составлять 3400–3500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС и расходов на эксплуатацию. Получается, что «Яндекс.Маркет» будет ежегодно платить за склады на Новорязанском шоссе 340–350 млн за один объект и 680–700 млн руб. за два.

1,3

млн кв. м складов планируется построить в Московском регионе в 2021 г., по данным Knight Frank. Это самый высокий показатель с 2014 г. К примеру, в прошлом году в эксплуатацию было введено 837 000 кв. м складов, а в 2019 г. – 978 000 кв. м. Доля свободных помещений сейчас составляет 2,3% (минимальный показатель с 2013 г.). Учитывая высокий спрос, как прогнозируют аналитики Knight Frank, несмотря на ожидаемый рекордный объем ввода в этом году, она все равно может остаться на уровне 2,3–2,5%

Логистический комплекс «Яндекс.Маркета» в «Софьино», по данным Knight Frank, станет вторым крупнейшим складом для одной компании в России. Сейчас рекорд принадлежит Wildberries, которая планирует для собственных нужд построить в деревне Коледино в Подмосковье в общей сложности 250 000 кв. м складских помещений. Все остальные объекты гораздо меньше – «Всеинструменты.ру» арендовала в «PNK парк Домодедово» 182 000 кв. м, а площадь дистрибуторского центра IKEA в подмосковном Есипове – 165 000 кв. м.

«Яндекс.Маркет» не единственный игрок на рынке электронной коммерции, который арендовал площади в «Софьино». Порядка 59 000 кв. м сейчас там занимает компания Lamoda. Район Новорязанского шоссе исторически привлекает различные компании более привлекательной ценой, говорит старший директор отдела складской и индустриальной недвижимости CBRE Антон Алябьев. С этим согласен и Фомиченко, который тоже к плюсам объекта относит приемлемые ставки аренды и обеспеченность комплекса рабочей силой.

Еще одна причина, по словам Алябьева, заключается во владельце «Софьино» – компании «АТ-недвижимость». Он называет ее одним из самых надежных девелоперов Московского региона.

Рынок электронной коммерции и онлайн-ритейла активно развивался в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса, говорит руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield Егор Дорофеев. По его словам, по мере развития игрокам из этих сегментов понадобились и дополнительные складские площади. Этим и объясняется большое количество крупных сделок. Среди них, к примеру, аренда компанией Ozon почти 155 000 кв. м в комплексе «Ориентир Запад» на Новорижском шоссе. С Дорофеевым согласен и Фомиченко, который говорит, что активность игроков сегмента электронной коммерции на складском рынке будет расти и в этом году.