Mercury увела из «Метрополя» бутики Versace, Valentino и Hublot

Компания не смогла договориться с владельцем отеля о скидках на аренду помещений
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейший в России продавец люксовых товаров – компания Mercury Леонида Фридлянда и Леонида Струнина отказалась от части площадей в принадлежащей бизнесмену Александру Клячину гостинице «Метрополь», находящейся в Театральном проезде в центре Москвы. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника, близких к разным сторонам конфликта. Собеседники «Ведомостей» утверждают, что Mercury требовала предоставить скидку на аренду помещений в связи с пандемией COVID-19, однако стороны так и не смогли договориться об условиях дальнейшего сотрудничества. В итоге компания в одностороннем порядке расторгла договор с «Метрополем» и перевела часть бутиков в собственные объекты.

К примеру, 630 кв. м в гостинице занимал магазин Valentino. Теперь он переехал в соседнее здание в Третьяковском проезде. Еще 165 кв. м арендовал бутик швейцарского часового бренда Hublot; сейчас он представлен в ЦУМе на Петровке, сказано на сайте универмага. В «Метрополе» должен был открыться и первый в Москве магазин итальянского бренда Versace, однако из-за разногласий между владельцем гостиницы и Mercury он был запущен в «Барвихе Luxury Village», знает один из партнеров продавца люксовых товаров. Это подтверждается и информацией на сайте «Барвихи Luxury Village». Впрочем, в «Метрополе» пока остаются три бутика Mercury — одноименный флагманский магазин, Rolex и Patek Philippe, сказано на сайте компании. Планируется ли их перевозить в другие места, не известно.

«Метрополь» сейчас пытается оспорить расторжение договора аренды в суде. Управляющая гостиницей компания «Охотный Ряд» в ноябре 2020 г. обратилась с иском в московский арбитраж к фирме «Дейзи» об истребовании с нее 20,4 млн руб., рассмотрение иска назначено на середину февраля. Конечный бенефициар «Дейзи», согласно «СПАРК-Интерфаксу», – кипрская Dallau Holdings, которой принадлежит ряд компаний, в том числе владеющих доменами концертного зала в «Барвихе Luxury Village». Ее гендиректор Кирилл Симачков руководит также компаниями «Мэркури классик» и «Мэркури резерв».

Представитель «Метрополя» считает, что Mercury не имела прав расторгать договор аренды в одностороннем порядке. По его словам, такой возможностью, согласно новому закону, который был принят в прошлом году, могли воспользоваться лишь субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в отраслях, пострадавших от пандемии коронавируса. Бизнес Mercury не относится к МСП, считает собеседник «Ведомостей», – компания занимает 104-е место в рейтинге крупнейших частных корпораций России журнала Forbes с выручкой 110 млрд руб. Представитель «Метрополя» также не считает, что сегмент luxury в отличие, к примеру, от гостиничного бизнеса существенно пострадал от пандемии. УК «Охотный Ряд» считает, что по закону действие договора аренды продолжается, поэтому она обратилась в суд с требованием погасить образовавшуюся задолженность в полном объеме. Представитель «Метрополя» также добавляет, что компания предлагала Mercury скидки и новые условия по аренде, однако контрагент «хотел минимизировать затраты на нее до неприемлемого уровня».

Битва на «Рассвете»

О скидках на аренду помещений не смогла договориться не только Mercury. В октябре 2020 г. московский машиностроительный завод «Рассвет», которому принадлежит одноименный многофункциональный комплекс на Красной Пресне, подал иск в Московский арбитражный суд к группе ПИК. Истец считает, что у девелопера образовался долг в размере 30,5 млн руб. за аренду помещений на «Рассвете». В ответ на это ПИК подала ответный иск о взыскании убытков на 406,3 млн руб. Оба заявления будут рассмотрены судом в ближайшее время.

Представитель Mercury сначала предоставил «Ведомостям» комментарии, но потом их отозвал.

ООО «Дейзи» все-таки относится к субъектам МСП, полагает адвокат Forward Legal Дарья Овчинникова. И такие компании были вправе до 1 октября 2020 г. отказаться от договоров аренды, если они не смогли договориться с собственником об уменьшении платы. Однако, по ее словам, формально эта компания не попадает в перечень пострадавших отраслей, установленный постановлением правительства России. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», «Дейзи» специализируется на розничной торговле мебелью, осветительными приборами, бытовыми изделиями и проч. В связи с этим у компании не было формальных оснований не платить за аренду, резюмирует Овчинникова. Она считает, что у «Метрополя» хорошие шансы выиграть иск.

Гораздо осторожнее в выводах руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Он полагает, что суд может принять довод истца о том, что арендатором помещения фактически был крупный игрок под прикрытием малого бизнеса, но для этого ему необходимо предоставить достаточно весомые доказательства, которых, как правило, нет.

Директор отдела торговых помещений CBRE в Москве Марина Малахатько называет «Метрополь» одним из самых привлекательных комплексов для размещения объектов стрит-ритейла – гостиница находится в так называемом золотом треугольнике, где и предпочитают развиваться люксовые операторы. Ставки аренды в таком месте даже с учетом скидок остаются на уровне 3000–4000 евро за 1 кв. м в год в зависимости от площади помещений.

Арендаторы в связи с пандемией коронавируса очень часто обращаются к владельцам недвижимости с просьбой представить скидки на помещения, говорит управляющий партнер S.A. Ricci Алексей Богданов. По его словам, сторонам, как правило, выгоднее найти компромисс, так как поиск и новых помещений, и новых арендаторов занимает много времени и сопряжен с дополнительными издержками. В прошлом году на рынке было два всплеска обращений за скидками со стороны арендаторов к собственникам, подтверждает Ирина Буренко, коммерческий директор Realty4Sale (крупный игрок на рынке стрит-ритейла). «Весной во время тотального локдауна были панические настроения, и не только текущие контракты пересматривались, но и ряд согласованных договоров откладывался на неопределенное время. Ближе к зиме, когда были введены новые ограничения, а выручка в торговых точках снова начала падать, арендаторы опять попросили скидки», – говорит она.