В российских гостиницах снизилась и цена за номер, и загрузка
И некоторые отели готовы частично превратиться в коворкингиПо данным CBRE, в 2020 г. в Московском регионе должны были открыться шесть брендовых отелей на 1200 номеров. Но заработал пока только Mövenpick Moscow Taganskaya (154 номера, «5 звезд»), еще один должен открыться до конца года – Hampton by Hilton, Рогожский Вал (148 номеров). В Becar Asset Management добавляют к годовой статистике и другие средства размещения: два мини отеля на 35 номеров («3 звезды» и «4 звезды»), открывшиеся в I квартале, еще 268 номеров в мини-отелях добавились в III квартале.
Кроме того, в октябре после реконструкции заработал Holiday Inn Vinogradovo на 164 номера на Дмитровском шоссе. А Татьяна Белова, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE, добавляет к московской статистике немного региональной: прошло несколько ребрендингов существующих отелей, в том числе под брендом Radisson теперь работают объекты в Саранске (137 номеров) и Ульяновске (172 номера), под брендом Holiday Inn – отель в Перми (118 номеров). Новый объект – Hampton by Hilton в Краснодаре на 105 номеров.
После снятия ограничительных мер быстрее всего воспряли гостиницы на российских курортах, рассказывает Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank. Высокий уровень спроса, кроме того, отмечен в Санкт-Петербурге, Калининграде, в регионе Кавказских Минеральных Вод, на Алтае, Байкале и в других местах, ставших вдруг особенно привлекательными для россиян, лишенных возможности выехать за рубеж.
Последнее обстоятельство выявило и ряд новых слабых мест в индустрии гостеприимства в стране. Например, по словам председателя комитета РСС по взаимодействию застройщиков и собственников жилья Виолетты Басиной, в России почти нет номерного фонда для семейного и экотуризма. Частично заполняют пустоту апартаменты и съемные квартиры, но серьезных игроков на этой поляне нет. Гостиниц для среднего класса не хватало и до пандемии, но это стало особенно заметно в связи с возросшим потоком внутреннего туризма, отмечает Басина.
Москва как город, привлекательный в первую очередь для бизнес-путешественников и иностранцев, показателями не радует, отмечают в Knight Frank: деловых мероприятий практически нет, зарубежных гостей тоже. Ориентироваться приходится на местных, а это не позволяет поднимать цены даже после падения курса рубля. По словам Антона Мельникова, управляющего партнера R2 Asset Management, ночь в «Holiday Inn Сокольники» подешевела с 5000–7000 до 2000–3000 руб. «Новотель» на Новослободской опустил цены с 8000–9000 до 3000–4000 руб., дети путешественников ночуют и завтракают бесплатно. Номер в Ararat Park Hyatt подешевел с 38 000–40 000 до 21 000–25 000 руб., что в долларовом эквиваленте равно падению цены более чем на 55%.
В среднем, по данным Becar Asset Management, цена проживания в качественных гостиницах Москвы в III квартале – 4480 руб. за ночь. «Это на 24% меньше, чем в III квартале 2019 г. Больше всего от кризиса пострадали гостиницы категории «4 звезды» – цены в них упали в июле – сентябре на 32% по сравнению с III кварталом 2019 г. Общее по всем сегментам снижение цен за три квартала составило 20% по сравнению с девятью месяцами 2019 г.», – оценивает Дарья Канева, заместитель директора департамента управления активами и инвестициями компании. Загрузка пострадала серьезнее, чем цена номера, – лишь около 50–52% по итогам III квартала. «Нормальная «доковидная» загрузка гостиниц – 55–70%, некоторые дотягивали в хорошие времена до 75–80%», – вспоминает Мельников. И по самым осторожным прогнозам Алексея Могилы, главы представительства Rossmils в России, восстановление рынка начнется не раньше III квартала 2021 г. и только в 2022–2023 гг. поток туристов и бизнес-туристов достигнет 85–90% от «допандемийной эпохи».
В такой ситуации владельцы гостиниц обдумывают, как превратить часть отеля в коворкинг, например. Как временное решение это могло бы иметь успех. Такая трансформация вполне по силам гостиничным операторам, уверен Мельников: у них уже есть развитая консьерж-служба, они могут использовать представительский этаж как open space и т. д. Но в то же время он считает, что не все гостиницы смогут успешно и безболезненно это сделать по ряду причин. Во-первых, напоминает Мельников, нужно как минимум полгода-год, чтобы люди оценили предложение и начали пользоваться гостиницами в новой их ипостаси. Во-вторых, переделать в рабочее пространство, по мнению эксперта, можно лишь помещения, изначально предназначенные для проведения конференций, переговоров. И то их еще надо будет переоборудовать и дооснастить мебелью. И в-третьих, «синергия коворкингов и гостиниц представляется возможной только для отелей «3–4 звезд» или объектов формата «лайфстайл» (таких как SO/, W, 25hours, сеть Design Hotels). «Конверсия 5-звездочных гостиниц в коворкинги практически исключена из-за необходимости разделять потоки людей, – заключает Мельников. – Если и делать это, то под отдельным брендом и обязательно следить, чтобы коворкинг не мешал основному бизнесу по размещению постояльцев».
Между тем работать в отелях уже предложили Radisson Hotel Group и Accor. Последний более чем в 50 отелях группы в России и СНГ (от ibis и Mercure до только что открывшегося Mövenpick) предложил специальный дневной тариф, который позволяет использовать номер как личный офис с 9 до 18 часов.
Следующим шагом в развитии этой тенденции может стать создание многофункциональных объектов, объединяющих под одной крышей гостиницу, апартаменты, коливинги и «пространство для социализации» – специально оборудованные лобби с возможностью поработать и отдохнуть. «Концепция замкнутой социальной среды (город в отеле) более выигрышна, нежели классический набор «постель и завтрак», – считает операционный директор департамента апарт-отелей Becar Asset Management Анастасия Заболотная. – Узкоспециализированные средства размещения более уязвимы, чем многофункциональные». На развитие отелей в перспективе продолжат влиять тренды шеринговой экономики, считает партнер бюро Syntaxis Алексей Зародов. И, по его мнению, примеров симбиоза гостиниц и гибких рабочих пространств будет все больше.