Столичные застройщики оценили усилия власти по снижению административных барьеров

И рассчитывают, что нагрузки со стороны надзорных органов станет еще меньше, а взаимодействия он-лайн – больше
Полноценная единая цифровая платформа в сфере строительства заработает череp 2-3 года, ожидают девелоперы
Полноценная единая цифровая платформа в сфере строительства заработает череp 2-3 года, ожидают девелоперы / Евгений Разумный / Ведомости

В последние годы работа по упрощению и ускорению процессов строительства ведется на уровне федеральных министерств (и во взаимодействии со стройкомплексом Москвы): сокращены сроки ключевых процедур в строительстве, оформлении граддокументации (ГПЗУ, разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию), актуализированы основные документы нормативно-технического регулирования, рассказал в октябре руководитель департамента градостроительной политики Сергей Левкин на пресс-конференции «Ключевые реформы в строительной сфере: что нужно застройщикам».

Количество процедур и времени, необходимое для получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, в Москве уменьшилось втрое за 10 лет, напомнил он. Столичные власти задали правильный вектор на дальнейшее снижение нагрузки на бизнес со стороны надзорных органов, поэтому в краткосрочной перспективе условия работы застройщиков в этой части еще улучшатся, надеется Андрей Колочинский, управляющий партнер «Векторстройфинанса».

Сейчас более 90% услуг в сфере строительства город предоставляет застройщикам в электронном виде, в том числе услуги по подключению к сетям ресурсоснабжающих организаций. Работают онлайн-сервисы, которые позволяют девелоперам получать информацию, необходимую для принятия решения о реализации инвестиционно-строительных проектов: параметры участка, необходимые документы, затраты на оформление разрешений. В Москве создана информационная инфраструктура, позволяющая застройщикам и проектировщикам получать актуальную информацию об условиях и особенностях строительства на конкретном участке, утверждает Левкин.

Сегодня в онлайн-формате доступно 22 госуслуги и 19 услуг ресурсоснабжающих организаций, на их оказание было подано более 14 500 заявок с момента начала работы системы. И как рассказал генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров, согласно опросу, проведенному летом 2020 г., в котором приняли участие 1185 участников строительной отрасли, 49% говорят, что за последние годы работа в этой части улучшилась.

«Строительная отрасль – одна из ключевых в Москве, и, разумеется, работа по снижению административных барьеров для застройщиков важна для города и для покупателей. Мы видим, что сроки прохождения документации реально сокращаются, множеством госуслуг компании могут воспользоваться онлайн, и этот список продолжает расширяться. Это особенно важно в условиях, когда значительная часть сотрудников работает удаленно. Можно констатировать, что отмена ряда устаревших процедур способствует прозрачности рынка и в конечном счете – доступности жилья для покупателей», – подтверждает данные опроса гендиректор агентства недвижимости We Know (до недавнего времени «S.A. Ricci – жилая недвижимость») Александр Галицын.

За три года российская строительная отрасль поднялась с 115-го на 26-е место в рейтинге Всемирного банка (Doing Business) – эксперт ОНФ Павел Склянчук также высоко оценивает эффективность принятых Минстроем решений по снижению административных барьеров в строительстве. Дальнейшие шаги по улучшению ведения строительного бизнеса, вероятно, будут происходить не за счет ускорения получения разрешительной документации, что пошло бы во вред ее качеству, а за счет сокращения избыточных требований и уменьшения количества взаимодействий компаний с органами власти в результате внедрения цифровых сервисов, уточняет он. Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы, отмечает и реформы городские: «Хотя они и не обладают таким потрясающим эффектом, как льготная ипотека, но и перевод услуг в электронный вид, и регламентирование услуг ресурсоснабжающих организаций, и возможность отклонения фактической площади построенного объекта от проектной до 5% (речь идет про погрешность при обмере БТИ), и сокращение сроков выдачи ГПЗУ – это все нужно и полезно для застройщиков. Помогает в ряде случае сдвинуть с места зависшие проекты», – объясняет она.

Даже странно, что проблемы у застройщиков все еще есть. Но, согласно опросу ВЦИОМа, 83% опрошенных основной проблемой называют недостаток инвестиций, на втором месте оказались высокие процентные ставки по кредитам (76% опрошенных), на третьем – нестабильность правил игры (тревожит 70%). Колочинский говорит, что, несмотря на улучшение взаимодействия в работе с городом, на первый план сегодня выходят другие факторы, которые касаются не только строительной отрасли: речь о недостатке средств и экономической нестабильности, о росте себестоимости строительства и снижении маржинальности бизнеса. Кроме того, реализации долгосрочных проектов мешает отсутствие возможности планировать из-за постоянных изменений правил работы и совершенствования законодательной базы. 

«За последние годы мы обеспечили снижение сроков выдачи ГПЗУ до 14 рабочих дней, разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию – до пяти рабочих дней, прохождения экспертизы проектной документации – до 30 календарных дней для жилых объектов. Но мы просто не можем продолжать сокращать сроки, искусственно их сжимая, это может негативно повлиять как на качество, так и на безопасность строительства», – говорит Левкин. По его словам, дальнейшие усилия в этой сфере невозможны без пересмотра системы взаимодействия между застройщиками и властью: радикального упрощения реализации инвестиционно-строительного проекта не добиться, если не перейти от системы предоставления услуг исходя из полномочий органов власти к взаимодействию исходя из реальной потребности застройщика. То есть предоставлять только те документы и услуги, которые нужны на данном конкретном этапе и объекте, избегая лишних согласований с другими ведомствами. Для этого нужна цифровая площадка для взаимодействия всех участников процесса: застройщиков, проектировщиков, строительных компаний, федеральных и региональных органов исполнительной власти, ресурсоснабжающих организаций, считает Левкин.

Наибольший эффект по оптимизации административных процедур в сфере строительства проявится через 2–3 года, прогнозирует Цветкова, когда полноценно заработает единая цифровая платформа в сфере строительства. В сочетании с мероприятиями по сокращению избыточных ГОСТов, СНиПов и другими нововведениями в градостроительное законодательство это и правда сократит инвестиционный цикл в строительстве на один год. Конечно, все это не должно сказаться на безопасности и качестве строительства, подчеркивает Левкин. Объясняя, что сокращение ГОСТов и СНиПов происходит только там, где они устарели, избыточны и дублируют друг друга, усложняя работу застройщиков.