Акционер холдинга «Адамант» займется выращиванием клубники

Бизнесмен Владимир Голубев выкупил у ВЭБа тепличный комплекс в Подмосковье
TASS
TASS

Бизнесмен Владимир Голубев, по данным с сайта Единой электронной торговой площадки, стал победителем аукциона, на который было выставлено 100% долей в ООО «Спецпромкомпания». Эта компания, как следует из отчета по ее оценке, принадлежала госкорпорации ВЭБ.РФ: она владеет 440,8 га земли на территории совхоза «Раменское» в Раменском районе Подмосковья. На этой территории находится тепличный комплекс, который в настоящее время используется для выращивания роз, говорит представитель ВЭБ.РФ. Структура госкорпорации, по его словам, выкупила «Спецпромкомпанию» на торгах при процедуре банкротства в 2018 г. за 734,5 млн руб. с целью дальнейшего развития. Удалось увеличить размер производственных площадей, и актив продан с хорошей прибылью. Из лотовой документации следует, что Голубев заплатил за «Спецпромкомпанию» 903,9 млн руб. 

Голубев – акционер холдинга «Адамант», одного из крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в России. В этом году компания заняла 13-е место в рейтинге рантье российского журнала Forbes с арендным доходом $225 млн. По данным группы, ей принадлежит около 1,5 млн кв. м недвижимости. Среди проектов – петербургские торгово-развлекательные центры «Заневский каскад», «Континент на Звездной», «Меркурий» и т. д. Кроме Голубева акционерами «Адаманта» являются Игорь Лейтис, Михаил Баженов и Анатолий Мариничев. 

Покупка «Спецпромкомпании» – личная инвестиция, с холдингом «Адамант» она никак не связана, уверяет Голубев и добавляет, что планирует заниматься в Раменском районе круглогодичным выращиванием клубники. Нынешний тепличный комплекс занимает в общей сложности 24 га, идет строительство второй очереди объекта площадью 12 га, его планируется сдать в I квартале 2021 г. Голубев считает рынок клубники быстро растущим: он активно развивается с момента ввода продовольственных санкций на импорт отдельных товаров из некоторых стран. В Московском регионе на данный момент, продолжает он, нет тепличных комплексов, которые бы занимались выращиванием клубники круглый год, это сегмент крайне перспективный и востребованный. Бизнесмен планирует довести площадь теплиц под клубнику к 2021 г. до 50 га. На оставшихся площадях в Раменском он также планирует заниматься выращиванием других сельскохозяйственных культур, но об этом обещал рассказать позже. 

Управлять этим проектом, по словам Голубева, будет компания «Виктория эстейт», которая уже развивает в подмосковной Электростали агропарк площадью 1500 га, где выращивает овощи и шампиньоны. Ее управляющий Вениамин Ростов эту информацию подтвердил. Инвестиции в строительство второй очереди тепличного комплекса он оценивает в 3,4 млрд руб., после ввода его в эксплуатацию там можно будет собирать в общей сложности 3000 т клубники в год с перспективой роста до 4000 т. 

3000–4000 т клубники в год – довольно много, говорит партнер компании «НЭО центр» Инна Гольфанд. При грамотно выстроенной дистрибуции и взаимодействии с сетевыми каналами продаж, по ее словам, проект может стать очень перспективным. Окупаемость таких инвестиций, как правило, составляет 9–10 лет, знает Гольфанд и напоминает, что в России уже заявлено несколько крупных инвестиционных проектов выращивания клубники в теплицах с общим потенциалом в 20 000 т в год. Теплицы дают большую урожайность по сравнению с выращиванием в открытом грунте, рассказывает директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин: можно собирать 25–100 т ягоды с 1 га в год. Кроме того, тепличная ягода дольше хранится, поэтому она больше подходит для продажи в супермаркетах. Сам Совхоз им. Ленина, по словам Грудинина, выращивает ягоду только в открытом грунте и продается она в течение 1–2 дней с момента сбора, основной канал продаж – через палатки. В прошлом году предприятие собрало в общей сложности 1300 т. Грудинин предупреждает, что себестоимость тепличной ягоды в Московской области может быть довольно высокой из-за небольшого количества солнечных дней. Потребуются большие затраты на досветку и обогрев теплиц, поэтому перспективы продаж у таких предприятий зависят от того, удастся ли им конкурировать по цене с импортной ягодой. Он также обращает внимание, что покупательная способность людей в последнее время снижается, тогда как ягода точно не может быть предметом первой необходимости. 

Москва и Московская область – основные потребители клубники: на эти регионы приходится около 60% российских продаж ягоды, рассказывает Гольфанд. Всего в России, по ее данным, ежегодно потребляется 220 000 т клубники, из них около 80% – отечественного производства. Импортная ягода, по ее словам, поставляется в основном из Турции, Сербии, Белоруссии и других стран. Большая часть клубники в России собирается крестьянско-фермерскими и личными подсобными хозяйствами и лишь 3% – клубника промышленного производства, говорит Гольфанд: крупнейшие промышленные предприятия расположены или в Центральном, или Южном федеральных округах, почти все они выращивают ягоду в открытом грунте. Но если на юге аграрии могут собирать урожай 7–8 месяцев, то в Центральном регионе – лишь в летние месяцы. Импортная ягода поставляется в основном с марта по июнь, а в зимний период в России ввозят в основном ягоду из Египта и Китая.