Миллиардер Игорь Рыбаков создает сеть гибких офисов

В коворкингах сложно соблюдать нормы социального дистанцирования
facebook.com/sok.works

Владелец коворкингов SOK Игорь Рыбаков планирует создать еще и сеть гибких офисов SOK HQ, рассказал «Ведомостям» управляющий партнер SOK Ирек Аллаяров. О новом проекте компании знают также три консультанта, работавшие с ней.

SOK – один из крупнейших операторов коворкингов в России. Компания управляет, по собственным данным, 30 393 кв. м офисного пространства. По данным Knight Frank, компания по этому показателю пятая – уступает сетям CEO Spaces, «Ключ», Regus и WeWork. Владелец SOK – управляющий партнер корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков: его состояние журнал Forbes в 2020 г. оценил в $1 млрд.

Гибкие офисы – в отличие от коворкингов – предполагают закрытые приватные помещения, а не опенспейс, длинные договоры аренды и возможность поменять внешний вид офисов, например повесить логотип компании. Кроме того, в коворкингах общая для всех резидентов общественная зона, а у гибких офисов нет общей инфраструктуры.

SOK HQ предполагает создание отдельных офисов для компаний с числом сотрудников не менее 100, говорит Аллаяров. До конца года, по его словам, у компании появится около 10 000 кв. м гибких офисов, это позволит перевозить компании в большие офисы по мере роста их бизнеса. Площади SOK HQ планирует брать в субаренду, объясняет собеседник «Ведомостей»: такая схема позволит соблюсти интересы и собственников бизнес-центров, и их арендаторов – у последних из-за условий договоров не всегда есть возможность отказаться от лишних площадей.

Сейчас SOK HQ обсуждает четыре площадки, говорит Аллаяров. Одна из них – субаренда у Schneider Electric около 1000 кв. м (не более 150 рабочих мест) в бизнес-центре «Двинцев» недалеко от станции метро «Савеловская», знаю два консультанта, работавших с SOK. Они называют еще одну площадку – это примерно 700 кв. м (около 100 сотрудников) в комплексе Golden Gate на бульваре Энтузиастов. Кто ее арендатор –они не знают. Где оставшиеся две площадки – выяснить не удалось. Представители SOK и Schneider Electric это не комментируют. «Ведомости» ожидают ответа от представителя Golden Gate.

Рынок гибких офисов будет только расти, уверена президент Национальной ассоциации офисных операторов и коворкингов Татьяна Шараева. Большинство компаний заинтересованы в текущей ситуации соблюдать режим социального дистанцирования, полагает она, а значит, им нужен закрытый офис с отдельным входом. А так как многие компании планируют сократить часть персонала или перевести часть сотрудников на удаленную работу, то выбор гибкого офиса для них будет наиболее подходящим вариантом, считает Шараева. С ней согласна и директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Мария Зимина: гибкие офисы – привлекательный и набирающий популярность у крупных корпораций формат. У него более гибкие условия аренды, продолжает она, и компаниям не надо тратить деньги на ремонт, отделку и меблировку. Шараева замечает, что если раньше многие крупные корпорации старались перевести все подразделения в один бизнес-центр, то сейчас к брокерам поступает все больше заявок на поиск отдельных офисов для различных подразделений компаний. Она считает, что сейчас большая часть сетей коворкингов будет развивать именно формат гибких офисов.

Одной из первых в России развивать гибкие офисы стала инвесткомпания O1 Properties, которая в прошлом году создала сеть Space 1. Сейчас у нее семь площадок общей площадью 24 250 кв. м. Коворкинги предполагают пересечение сотрудников разных компаний в общих зонах, повторяет операционный директор Space 1 Павел Федоров аргумент Аллаярова, даже если команда конкретной компании занимает собственный кабинет, а основное преимущество гибких офисов – приватность. Федорову очевидно, что неопределенная эпидемиологическая ситуация ставит перспективы развития коворкингов под сомнение – по крайней мере до момента нормализации положения – и одновременно способствует росту интереса арендаторов к гибким офисам. Он прогнозирует, что этот рынок может вырасти до 50% к концу года. Сейчас многие классические коворкинги уже ориентируются на корпоративных клиентов, говорит гендиректор WeWork по Центральной и Восточной Европе Михаил Коноплев. В московских проектах сети, по его словам, сейчас 80% резидентов – крупные компании более чем с 1000 сотрудников. Для сравнения: этот показатель у WeWork в других странах – 40%. «Если какая-то крупная компания становится нашим якорным арендатором на долгий период, то мы готовы внести дополнительные изменения в работу коворкингов, – уверяет Коноплев, – в частности проработать систему безопасности и ограничить доступ других резидентов на определенные этажи». Востребованность формата гибких офисов у крупных корпораций подтверждает и гендиректор сети «Ключ» Георгий Голенев. По его словам, особенно популярной становится схема build to suit (оператор начинает делать офис под конкретную компанию после подписания договора с ним. – «Ведомости»). Сейчас кризис, и никто не хочет нести капитальные затраты на офисы – всем нужна гибкость и скорость, рассказывает Голенев. При модели build to suit клиент как раз и не несет этих затрат, а получает готовый офис согласно потребностям, заключает он.