Дом.РФ может собрать у себя большую часть российского производства лифтов

Госкомпания планирует построить еще один лифтовый завод с испытательной башней
«Рынок строительства растет, и через пять лет потребность в лифтах достигнет порядка 60 000», – считает гендиректор Дом.РФ Виталий Мутко (на фото)
«Рынок строительства растет, и через пять лет потребность в лифтах достигнет порядка 60 000», – считает гендиректор Дом.РФ Виталий Мутко (на фото) / Андрей Гордеев / Ведомости

Дом.РФ, сообщил представитель госкомпании, планирует построить лифтовый завод, а также приобрел права требования у Промсвязьбанка к Карачаровскому механическому заводу и «Сиблифту».

Дом.РФ уже контролирует крупнейший в стране лифтостроительный завод – Щербинский (ЩЛЗ). Раньше завод входил в «СУ-155», но при санации компании вошел в состав Дом.РФ. В прошлом году, по данным Дом.РФ, на ЩЛЗ сделано 8443 лифта. Сейчас идет модернизация завода, по завершении которой он сможет выпускать 14 000 лифтов в год, говорит представитель Дом.РФ, и это будет принципиально новый модельный ряд с применением передовых технологий.

Дом.РФ также рассматривает возможность строительства еще одного лифтового завода. По словам представителя Дом.РФ, обсуждаются площадки на территории новой Москвы. Одно из мест, где мог бы разместиться новый завод, – участок в 33 га вблизи деревни Кривошеино и поселения Первомайское (недалеко от аэропортов «Внуково» и «Остафьево»).

Такая информация содержится в письме, направленном гендиректором ЩЛЗ Антоном Артемьевым в Роспотребнадзор. «Ведомости» ознакомились с копией этого письма, подлинность подтвердило несколько человек, близких и к ЩЛЗ, и к Дом.РФ.

В адрес компании направлено письмо о порядке установления санитарно-защитной зоны, но это пока не согласование строительства на приаэродромной территории аэропортов, сообщил «Ведомостям» представитель Роспотребнадзора.

Новый лифтостроительный завод, по словам представителя Дом.РФ, – это отдельный проект, речь не идет о релокации ЩЛЗ, но лифтостроительный бизнес будет развиваться под брендом существующего завода. В письме в Роспотребнадзор Артемьев указывает, что общая площадь нового завода составит 88 500 кв. м; на заводе планируется построить испытательную башню, ее высота достигнет 135 м. Это будет самое высокое здание, где будут тестировать новые лифты, указывает близкий к Дом.РФ человек. Планируется производить на новом заводе 40 000 лифтов в год, говорится в письме.

Впрочем, концепция нового завода еще не утверждена и говорить о параметрах строительства рано, сказал представитель Дом.РФ.

Но этими лифтовыми производствами дело не ограничивается. В январе дочерние структуры Дом.РФ приобрели у Промсвязьбанка права требования к двум лифтостроительным заводам – Карачаровскому механическому заводу (КМЗ) и «Сиблифту». Общая задолженность КМЗ достигает 5,2 млрд руб., а «Сиблифта» – 2 млрд руб., писал в адрес правительства Михаил Кузовлев, первый зампред правления ВЭБ.РФ (ВЭБ.РФ курирует деятельность Дом.РФ).

В адрес КМЗ поступили соответствующие уведомления [о выкупе прав требования], но завод считает эти требования сомнительными и возникшими в период до перехода Промсвязьбанка под государственный контроль, предупредил «Ведомости» гендиректор КМЗ Сергей Заика. Пока Дом.РФ не принимает необходимых мер, чтобы установить контроль над лифтовым предприятием, удивляется Заика.

В отношении КМЗ возбуждено дело о банкротстве, в 2019 г. завод произвел порядка 5000 лифтов. Это на 10% меньше, чем в 2018 г., говорит Заика. У Дом.РФ другие данные: -37%.

У «Сиблифта» финансовые сложности, схожие с КМЗ, сейчас определяется оптимальная стратегия работы на этом предприятии, сообщил представитель Дом.РФ. В 2019 г. завод выпустил около 1000 лифтов. По данным «СПАРК-Интерфакса», единственный владелец «Сиблифта» – Юрий Ященко; связаться с представителями компании не удалось. Пресс-служба Промсвязьбанка от комментариев отказалась.

Еще один завод, который может приобрести Дом.РФ, – Серпуховской лифтостроительный, он может выпускать 4000 лифтов в год, его построила «СУ-155» в 2013 г., затем он попал в конкурсную массу. Последние торги с начальной ценой 2,4 млрд руб. не состоялись в феврале, заявок не было. Дом.РФ рассматривает возможность покупки, говорит его представитель. Пока цена завышена, объясняет неучастие в торгах человек, близкий к компании.

Емкость рынка в России в 2019 г. составила около 48 000 лифтов. Из них на российских производителей пришлось 27 200 лифтов. Получается, что на долю Дом.РФ (с учетом КМЗ и «Сиблифта») уже приходится почти 30% рынка. Если Дом.РФ построит новый завод с производительностью 40 000 лифтов в год, он полностью покроет потребности страны в лифтах.

«Рынок строительства растет, и через пять лет потребность в лифтах достигнет порядка 60 000», – передает слова гендиректора Дом.РФ Виталия Мутко его пресс-служба. Чтобы заменить устаревший парк лифтов, в России до 2030 г. понадобится построить порядка 250 000 лифтов. Также потребность в лифтах увеличится при растущем вводе жилья – перед правительством стоит задача довести его до 120 млн кв. м в год, указывает Мутко.

Инициатива Дом.РФ создать лифтовый холдинг, выпускающий около 60 000 лифтов в год при ежегодной потребности в 45 000 лифтов, уничтожит все инвестиции, вложенные в отрасль за последние 10 лет, сетует президент НП «Российское лифтовое объединение» Сергей Чернышев: сегодня в стране действует более 25 лифтостроительных предприятий, обеспечивших в 2019 г. выпуск около 30 000 лифтов. «Чем строить большой суперзавод, лучше бы в России начали производство высокоуровневых компонентов для всех лифтостроительных заводов, – комментирует гендиректор челябинского завода «Витчел» Игорь Иванов. – Это будет эффективнее: сегодня в России не производятся лебедки со скоростью больше 2 м/c, нет узлов безопасности для таких лифтов, нет ограничителей скорости и т. д. Все это приходится закупать за границей».

И Иванов, и Чернышев указывают, что в 2019 г. ЩЛЗ значительно снизил производство – на 30% (правда, по данным Дом.РФ, снижение составило около 20%). На это в письме в адрес Мутко указывал и председатель общественного совета при Минстрое Сергей Степашин («Ведомости» ознакомились с копией письма, подлинность содержания подтвердили в совете). ЩЛЗ сорвал контракты с региональными фондами капитального ремонта Ленинградской, Калининградской, Московской областей и других регионов, указывает он и предлагает создать рабочую группу по оздоровлению предприятия. Дом.РФ готов создать такую группу, состояние завода устойчивое, говорит представитель компании.

«Рынок строительства растет, и через пять лет потребность в лифтах достигнет порядка 60 000», – считает гендиректор Дом.РФ Виталий Мутко (на фото)