«Яндекс» закрывает крупнейшую сделку этого года на рынке офисов
Компания арендует 20 000 кв. м в башне «Око» в «Москва-сити»«Яндекс» договорился с Capital Group об аренде у нее около 20 000 кв. м в башне «Око» в деловом центре «Москва-сити», рассказали «Ведомостям» два консультанта, работавших с обеими сторонами переговоров. Один говорит, что сделка будет закрыта до конца декабря, второй уверен, что она уже завершена. По их словам, компания арендует площади как в самом комплексе, так и в находящемся там коворкинге BusinessClub. Представители Capital Group и «Яндекса» отмечают, что процесс находится на финальной стадии. Руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL Елизавета Голышева говорит, что «Яндекс» уже в следующем году сможет разместить в «Москва-сити» примерно 2000 сотрудников.
Сделка между «Яндексом» и Capital Group станет крупнейшей сделкой этого года. До сих пор крупнейшей была аренда «Яндекс.Маркетом» 15 800 кв. м в Lotte на Новом Арбате, следом шла другая сделка: Росбанк арендовал 15 400 кв. м в той же «Око» в «Москва-сити».
Изначально «Яндекс» планировал арендовать все свободные площади в «Око» – это около 40 000–45 000 кв. м, включая коворкинг, рассказывали источники «Ведомостей» в начале декабря. Но за это время некоторые компании, например Hyundai и S8 Capital, договорились с Capital Group об аренде части помещений в башне. Поэтому «Яндексу» пришлось довольствоваться лишь 20 000 кв. м. На площади в «Око» претендовало много крупных игроков, например фармацевтическая компания Novartis, Модульбанк, Российский футбольный союз, сказал управляющий партнер ILM Андрей Лукашев. Но собственники башни скорее всего выбрали «Яндекс», так как компания могла предложить лучшие условия и готова была инвестировать в ремонт помещений в комплексе, добавляет он.
416 000 кв. м офисов
по данным JLL, было арендовано или куплено в III квартале 2019 г. Это рекордный показатель за последние восемь лет. Доля свободных площадей за этот период снизилась с 10% во II квартале до 9,8% в III квартале. За девять месяцев этого года в Москве было построено 227 000 кв. м офисов, еще 194 000 кв. м будет введено в эксплуатацию до конца года
Ставка аренды в «Око» может составлять 30 000–33 000 руб. за 1 кв. м в год, говорит старший директор отдела офисных помещений CBRE Елена Денисова. Похожая оценка – 30 000–31 000 руб. за 1 кв. м в год – и у Лукашева. Получается, что «Яндекс» может ежегодно платить за новый офис 600–660 млн руб.
Найти помещения такой площади в Москве сегодня сложно из-за дефицита офисов, говорят опрошенные «Ведомостями» консультанты. По словам Голышевой, единственный бизнес-кластер, в котором крупные компании могут быстро расширяться, – это «Москва-сити».
«Яндекс» – один из самых активных арендаторов в Москве. Сейчас компания занимает около 55 000 кв. м в бизнес-центре «Красная Роза» на ул. Тимура Фрунзе и 30 000 кв. м в комплексе «Аврора» недалеко от Павелецкого вокзала. В этом году «Яндекс.Маркет» арендовал 3900 кв. м в коворкинге Workki на Зубовском бульваре, а также 15 800 кв. м в торгово-деловом центре Lotte на Новом Арбате для размещения своей штаб-квартиры. Новый головной офис будет и у «Яндекса»: в прошлом году компания приобрела гостиницу «Корстон» на ул. Косыгина, которую она планирует снести, а на ее месте построить штаб-квартиру. «Яндекс» активно растет, поэтому уже сейчас понятно, что здания штаб-квартиры будет недостаточно для размещения сотрудников в среднесрочной перспективе. Поэтому поиск и аренда новых площадей оправданна, говорит управляющий партнер Capital Global Partners Светлана Кара. Тем более что, по ее словам, строительство нового объекта займет несколько лет. В III квартале 2019 г. штат «Яндекса» увеличился на 583 человека, всего на 30 сентября в нем работало 9588 человек, что на 8% больше, чем годом ранее, сказано в его отчетности.
Исправленная версия. В первом абзаце уточнен комментарий Елизаветы Голышевой.