Охотники за трофейной недвижимостью не всегда руководствуются инвестиционной логикой

Разброс цен – от нескольких миллионов долларов, евро или фунтов до нескольких сотен миллионов
Замок Сетон в Шотландии с конца XVIII в. и вплоть до 2003 г. находился в собственности одной семьи, благодаря чему была полностью сохранена первозданная концепция всего здания и его архитектурный шарм
Замок Сетон в Шотландии с конца XVIII в. и вплоть до 2003 г. находился в собственности одной семьи, благодаря чему была полностью сохранена первозданная концепция всего здания и его архитектурный шарм / SAVILLS

Одну из квартир, в которой жил Пушкин в Петербурге, выставили на продажу за 55 млн руб. – по московским меркам немного за 100 кв. м, но это в 3 раза дороже, чем такие же квартиры в этом же доме. Такова наценка за имя знаменитого владельца. Пресса тут же отнесла квартиру к категории трофейной, хотя эксперты рынка недвижимости в этом сомневаются. 

Почти одновременно с квартирой Пушкина на продажу (после реконструкции) выставили замок Сетон (Seton Castle, на фото) в Шотландии: 11 спален, 5,4 га собственной территории, ручей, парковая зона и вертолетная площадка, но главное – «замок построен с использованием камня из Дворца Сетон (Seton Palace), который считался любимой резиденцией шотландской королевы Марии I Стюарт», сообщает в пресс-релизе компания Savills. Стартовая цена – $9,667 млн. И тут эксперты не сомневаются: это настоящая трофейная недвижимость. 

Управляющий партнер Savills в России Александр Шаталов уточняет: единого определения трофейной недвижимости, как и сегмента рынка, который кто-либо измерял бы количественно или в денежном выражении, нет. Но есть термин passion investments, напоминает директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын: активы, которые им обозначают, – это предметы искусства, часы, яхты, автомобили, дома. «Мы говорим о коллекционных продуктах, аукционных лотах, антиквариате, чем-то не имеющем аналогов и фиксированной цены. Если чиновники решат выставить на продажу Кремль – это будет как раз тот случай», – шутит эксперт. 

К трофейным довольно субъективно относят уникальные в силу сочетания расположения, видов, архитектуры или исторической ценности объекты (или особого уровня отделки, комфорта, сервиса и т. д.), обладание которыми можно сравнить с обладанием произведениями искусства. Это то, что подчеркивает статус и уровень жизни владельца, описывает управляющий партнер Smolenka Estate Елена Лашкул. «Не просто инвестиция, а своего рода фетиш», – говорит  Колосницын. 

Торг уместен

По словам Шаталова, ни один эксперт еще не сумел назвать границы цен в данном случае: «Разброс – от нескольких миллионов долларов, евро или фунтов стерлингов до нескольких сотен миллионов». Цену определяют лишь возможности покупателя и готовность владельца с ним согласиться, говорит Колосницын. Одна из недавних сделок – продажа в августе поместья Les Cedres во Франции, на знаменитом Saint-Jean-Cap-Ferrat, за 200 млн евро, рассказал Шаталов. Долгое время Les Cedres считалось самым дорогим объектом недвижимости в мире. Его первым хозяином был король Бельгии Леопольд II (1835–1909), затем усадьбу приобрел Александр Марнье-Лапостоль в 1924 г., и в течение 80 лет семья выращивала здесь тысячи экзотических растений, которые до сих пор заполняют ботанический сад площадью 14 га. На продажу «Кедры» выставила в 2016 г. компания Campari Sociеtе des Produits Marnier Lapostolle. 

Сергей Бобашев
руководитель проекта LifeDeluxe.ru

«Громкая фамилия бывшего знаменитого жильца не всегда помогает в продажах, потому что качество подобной недвижимости разное и любителей таковой у нас мало. История про продажу квартиры Шостаковича на Петроградской стороне всплывает с заметной регулярностью. В январе 2019 г. она выставлялась почти за 40 млн руб. – для шестикомнатной квартиры на 240 кв. м это совсем не много.  В Петербурге достаточно таких квартир «с историей», их сложно продать. Может быть, и квартира хорошая, и Пушкин там творил, но, если по соседству живут алкоголики, едва ли захочется ее покупать. Ты ведь не можешь быть спокоен за весь дом. У нас то, что это «квартира Пушкина», просто забывалось, и атмосферу того времени собственники почти никогда не стремились сохранить».

Летом этого года CEO Amazon и самый богатый человек мира Джефф Безос за $80 млн приобрел в новом кондоминиуме 212 5th Avenue три квартиры, в том числе пентхаус, рассказали в Sotheby’s International Realty. В общей сложности три резиденции занимают четыре этажа (более 1500 кв. м). Трехуровневый пентхаус – 10 000 квадратных футов (930 кв. м), с террасой в 5700 квадратных футов (530 кв. м) – считался самой дорогой резиденцией в нижней части Манхэттена. Изначально за него просили $73,8 млн, но постепенно цена дошла до $58 млн. 

Хедж-фонд Citadel заплатил 95 млн фунтов стерлингов за лондонский особняк Carlton Gardens (20 000 кв. м), в котором во время Второй мировой войны жил и работал Шарль де Голль. Изначально за объект просили на 30 млн больше. «Но определить рыночную цену у такого дома невозможно, поскольку у него нет арендных перспектив и рассчитать доходность по классическим методам не получается», – говорит эксперт Prian.ru Филипп Березин. По его словам, приобретение таких объектов не всегда объясняется обычной инвестиционной логикой: «Заработать на сдаче в аренду практически нереально. Зато практически всегда на статусный объект найдется следующий покупатель». Но подобные объекты редко меняют владельцев, говорят в Moscow Sotheby’s International Realty. Чаще всего их покупают ценители/коллекционеры, которые хотят именно обладать трофеем. 

Цены могут немного снижаться, но это происходит не часто, и снижение это, в принципе, всегда незначительно – например, премиальная недвижимость в центре Лондона за последние пять лет подешевела на 20%, а трофейные объекты в центре британской столицы – лишь на 1,5%, сравнивает Шаталов. 

Новостройка как трофей

Директор по развитию RD Management Дмитрий Никоноров говорит, что в мире существует несколько «центров притяжения» для охотников за трофейной недвижимостью. В Нью-Йорке это район Центрального парка, в Лондоне – окрестности Букингемского дворца. И в любом случае это штучный товар. 

«Списка трофеев» быть не может, уверен Колосницын: все, что есть на рынке в свободном доступе, до этого статуса не дотягивает. «Увы, сегодня охота на трофеи ведется не на российском рынке недвижимости, хотя нередко их предлагают в том числе и нашим олигархам, – говорит он. – Определенный субрынок все же существует, и наполняется он не только «антиквариатом». Это могут быть и современные особняки, построенные в уникальном месте, созданные известными архитекторами, квартиры в самых престижных районах, описывает Шаталов. Например, One Hyde Park (построен в 2011 г.) в Лондоне, по его мнению, смело можно отнести к данной категории. Набор сервисов для жильцов до сих пор является непревзойденным, и цены на лучшие квартиры в этом доме (всего их 86) удержались на докризисном уровне, несмотря на Brexit. Застройщик реализовал некоторые лоты по рекордной цене от 80 000 фунтов за 1 кв. м. Сейчас Savills продает двухуровневую квартиру с тремя спальнями на 412 кв. м, с видами на Гайд-парк за 29,5 млн фунтов стерлингов (чуть более 70 000 фунтов за 1 кв. м). 

В Москве, по мнению консультантов, трофейными обещают стать The Residences of Mandarin Oriental напротив Кремля от Capital Group, «Кузнецкий Мост 12 by Lalique» от KR Properties, Bvlgari Hotel & Residences Moscow на Большой Никитской улице от Wainbridge. Уже построен элегантный Noble Row в Хилковом переулке, компания APD позиционировала комплекс из шести пятиуровневых резиденций как трофейную недвижимость вполне справедливо, считает Колосницын, учитывая расположение на «Золотой миле» и эксклюзивные интерьеры от Ralph Lauren Home. 

Замок Сетон в Шотландии с конца XVIII в. и вплоть до 2003 г. находился в собственности одной семьи, благодаря чему была полностью сохранена первозданная концепция всего здания и его архитектурный шарм
Замок в Земмеринге (Нижняя Австрия) впервые упоминается в 1130 г. В замке Вольфганг Амадей Моцарт написал Реквием. Гостями здесь были Шуберт, Наполеон Бонапарт / MOSCOW SOTHEBY’S INTERNATIONAL REALTY

По его мнению, любой отреставрированный особняк в центре имел бы куда больше оснований называться трофейным, чем многие по праву дорогие новостройки. «Но девелоперам невыгодно заниматься реставрацией в чистом виде, вкладывать миллиарды, делать продукт, на который потом покупателя придется искать годами, – рассказывает эксперт. – Вот почему мы имеем вполне доступные объекты в реконструированных старинных домах, а трофей получили в виде новостройки. Да, мы можем найти в базе особняк, выставленный на продажу, но вряд ли он поразит воображение внутренним убранством, можем найти объект с историей, но покупателю придется самому доводить его до ума. Дом, который стоит в экспозиции несколько лет и никому не нужен, вряд ли попадает в категорию коллекционной недвижимости». При желании и финансах сейчас в Москве можно создать действительно трофейный объект, считает он, но «гарантировать, что его оторвут с руками» эксперт не берется.

Для налоговой разницы нет

С точки зрения российского налогового законодательства трофейная недвижимость ничем не отличается от обычной. «Признание объекта недвижимости трофейным – вещь субъективная, утвержденных критериев не существует. Во многом на стоимость такого объекта может повлиять и готовность конкретного покупателя во что бы то ни стало стать ее владельцем, невзирая на объективные факторы, влияющие на формирование рыночной цены, – говорит руководитель практики налогового консультирования МЭФ PKF (входит в состав международной аудиторско-консалтинговой сети PKF International) Клара Воробьева. – Собственник недвижимости, расположенной на территории РФ, независимо от гражданства платит налог на имущество физических лиц (ст. 401 НК РФ), налоговой базой выступает кадастровая стоимость объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости». 

Особенный актив

В сегменте коммерческой недвижимости трофейными могут быть штаб-квартиры крупных компаний, офисные особняки и гостиницы в исторических или знаковых зданиях. Здесь покупатели в большей степени следуют инвестиционной логике.  Шаталов приводит примеры: универмаг Harrods в Лондоне, в районе Knightsbridge, считающийся одним из самых больших (90 000 кв. м, построен в 1903 г.) и модных универмагов в мире, был продан катарскому фонду Qatar Holding за 1,5 млрд фунтов. Штаб-квартира British Telecom (BT) на 81 Newgate Street, EC1, в Лондоне, напротив Лондонской фондовой биржи, рядом с собором Святого Павла, продана за 209,55 млн фунтов стерлингов. Здание площадью 28 000 кв. м построено в 1984 г. BT остается арендатором на 30 месяцев, и затем в здании может быть проведена реконструкция.

Директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова считает, что в России доля трофейной недвижимости сопоставима с общемировыми показателями – 1–2% предложения. Это знаменитые отели – «Националь», «Метрополь», The Ritz-Carlton в Москве или «Астория», «Гранд отель Европа» в Петербурге, премиальные бизнес-центры, такие как «Романов двор», расположенные в исторических и реконструированных зданиях. Примером архитектурного трофея можно считать БЦ «Доминион», построенный по проекту Захи Хадид. В перспективе таковыми могут стать небоскребы в «Москва-сити»: башни делового центра – уникальные архитектурные объекты, которые ценны технологичностью, а не возрастом, объясняет Широкова. Высокий статус консультанты также готовы присвоить офисным «Белым садам» и «Белой площади», торговым центрам «Метрополис» (Москва) и «Галерея» (СПб), «Невской ратуше» в Петербурге. 

Замок Сетон в Шотландии с конца XVIII в. и вплоть до 2003 г. находился в собственности одной семьи, благодаря чему была полностью сохранена первозданная концепция всего здания и его архитектурный шарм
Вилла на Тенерифе, где снимался фильм «Рембо 5», выставлена на продажу за 6,3 млн евро. Состоятельный киноман получит пять спален, пять ванных комнат, 10 террас, бассейн, комнату развлечений и вид на Атлантический океан / MOSCOW SOTHEBY’S INTERNATIONAL REALTY

«Как и в случае с жильем, для трофеев рынка коммерческой недвижимости цена определяется особым отношением со стороны покупателей и продавцов. Но можно говорить о ставке капитализации: если для обычных объектов это 8–10%, то для трофейного актива – 3–5%», – уточняет Широкова. «При среднерыночных ставках для гостиниц Нью-Йорка в 7–8% трофейные активы продаются со ставками 2–4%, – приводит пример замруководителя департамента гостиничного бизнеса JLL Маргарита Найштут. – Аналогичные показатели и на европейских рынках». Это стабильное, долгосрочное и имиджевое вложение.