Подрядчики метро разоряются
Один из них обратился в ФАС с жалобой на «Мосинжпроект»«Минскметрострой», построивший участок московского метро от «Солнцево» до «Рассказовки», просит Федеральную антимонопольную службу (ФАС) возбудить дело против городской компании «Мосинжпроект» – о нарушении антимонопольного законодательства. «Ведомости» получили текст жалобы от «Минскметростроя», а в ФАС подтвердили, что приняли такое письмо, и от комментариев отказались.
Нарушение, по мнению «Минскметростроя», состоит в том, что «Мосинжпроект» заключил с компаниями, строившими метро, антиконкурентное соглашение, что позволило ему занять доминирующее положение в строительстве метро, а других подрядчиков поставило на грань банкротства.
«Мосинжпроект» был создан городскими властями под ключевые городские проекты: 100% акций общества принадлежит правительству Москвы. В жалобе «Минскметростроя» говорится, что «Мосинжпроект» перед началом новой программы строительства метро создал несколько совместных предприятий (СП) с одинаковой структурой: 49% долей – у него, 49% – у подрядчика и 2% – у Банка Москвы (ныне влился в ВТБ). Таким было и СП «Минскметрострой», где партнером выступил белорусский «Минскметрострой», и СП «Транстоннельстрой» (партнер – «Транстоннель-М»), и СП «Еврасстрой» с азербайджанской Evrascon, и СП ИБТ с украинским «Интерстроймонтажом». (По данным СПАРК, «Мосинжпроект» остается учредителем только в одном СП – «Транстоннельстрое», а единственным учредителем «Минскметростроя» стало ООО «Минскметростройэкспорт».) Такая структура владения подрядчиками позволила «Мосинжпроекту» беспрепятственно распределять работы между ними исключительно по собственному усмотрению, пишет в ФАС «Минскметрострой».
Антиконкурентное соглашение, на которое жалуется компания, заключено в 2013 г., когда «Мосинжпроект» выиграл крупнейший тендер Московского метрополитена на сумму 573 млрд руб. Этот единственный лот объединял строительство всех станций, включенных в программу развития московского метро до 2020 г. В конкурсе, обращает внимание «Минскметрострой», не смогли принять участие другие участники рынка – никто не мог соответствовать заявленным критериям. Пресс-служба «Мосинжпроекта» возражает: строительство метро – сложный, затратный и трудоемкий процесс, финансирование огромное, поэтому требования к претендентам предоставить обеспечение в размере 10% контракта и иметь годовой оборот в 40 млрд руб. не чрезмерны, им соответствовало несколько компаний, работающих на рынке Москвы.
«Мосинжпроект» контролирует весь рынок метростроения, констатирует первый заместитель гендиректора «Минскметростроя» Эдуард Жуков. Линия от «Солнцево» до «Рассказовки» открылась в 2019 г., но еще в 2017 г. начались задержки с оплатой выполненных работ, жалуется Жуков: «Мосинжпроект» под разными предлогами не принимал их и, соответственно, не платил. У подрядчика появилась задолженность перед контрагентами, а еще «Мосинжпроект» со своей стороны признал невыполненными часть оплаченных работ и теперь требует в судах погасить задолженность в 1,5 млрд руб., продолжает Жуков. И «Минскметрострою» стало невозможно работать дальше на этом рынке: если в пик строительства в компании было около 1000 человек, то сегодня осталось не больше двух десятков, говорит он.
«Минскметрострой» также информирует ФАС, что «Мосинжпроект» перераспределял заказы в пользу своей «дочки» – «МИП-строй № 1». Эта компания создана в 2014 г., ее выручка в 2018 г., по данным СПАРК, – около 57 млрд руб. Все контракты на сумму от 2 млрд до 38 млрд руб. заключались с использованием способа закупки у единственного поставщика «МИП-строй № 1», указывает Жуков.
Сейчас в «Минскметрострое» начата процедура банкротства. По данным СПАРК, в 2018 г. убытки компании составили около 787 млн руб. при обороте 854 млн руб. Дела о банкротстве возбуждены также в отношении СП «Транстоннельстрой» и СП «Еврасстрой», по данным СПАРК.
Основным кредитором обеих компаний выступает «Мосинжпроект», обращает внимание ФАС «Минскметрострой»: «Транстоннельстрой» должен свыше 800 млн руб., а в случае с «Еврасстроем» более 50% включенных в реестр требований кредиторов – 150 млн руб. «Мосинжпроекта». Связаться с «Транстоннельстроем» и «Еврасстроем» не удалось.
Представитель крупного подрядчика московского метро – «Мосметростроя» от комментариев отказался. Представитель «Мостотреста», также подрядчика, сообщил, что не работает с «Мосинжпроектом» по проектам строительства метро. «Все сложные производственные, технические и финансовые вопросы решаются оперативно», – прокомментировал ситуацию представитель еще одного подрядчика метро, «Ингеокома».
«На строительстве метро в Москве задействовано несколько десятков подрядчиков и субподрядчиков, которые успешно работают на рынке. Вопросы финансового положения отдельных организаций зависят от бизнес-модели, которую они реализуют, а также от опыта и эффективности работы управленческой структуры», – прокомментировала жалобу «Минскметростроя» пресс-служба «Мосинжпроекта».
Победа «Мосинжпроекта» в таком крупном тендере не нарушение, уверена партнер BGP Litigation Ирина Акимова, кроме того, истек срок давности – три года. Но распределение «Мосинжпроектом» субподрядов в пользу аффилированных лиц действительно может свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения – для квалификации такого соглашения ФАС нужны более серьезные доказательства, считает Акимова.
«Минскметрострой» участвовал в проекте с 2013 г. и можно предположить, что жалоба в ФАС все-таки связана с текущим хозяйственным спором, полагает руководитель тендерного отдела «КСК групп» Михаил Щетинин.