Проезд по дублеру Кутузовского проспекта может стоить 270 рублей

Строительство дороги обойдется в 40 млрд рублей
Есть надежда, что дублер будет безопаснее, чем основная магистраль, где до сих пор нет разделительного барьера
Есть надежда, что дублер будет безопаснее, чем основная магистраль, где до сих пор нет разделительного барьера / Максим Стулов / Ведомости / 

Правительство Москвы и инвестор строительства Северного дублера Кутузовского проспекта рассчитали примерную стоимость проезда по нему, рассказали «Ведомостям» несколько консультантов и человек, близкий к мэрии. Концессионным соглашением рассчитан предельный размер платы за проезд, уточнил заммэра Москвы по экономике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов. По его словам, он не может более чем в 2,5 раза превышать максимальный тариф за 1 км проезда по обходу Одинцова. Эту информацию «Ведомостям» подтвердил представитель компании-концессионера – УК «Лидер».

Проехать километр: примерно 25 руб.

Северный обход Одинцова соединяет МКАД с Минским шоссе, его протяженность – около 20 км вместе со съездами. Дублер Кутузовского станет продолжением этой дороги: от Молодогвардейской транспортной развязки на МКАД до «Москва-сити» вдоль железнодорожных путей белорусского направления. Его протяженность составит около 10,5 км, дорога будет включать 4–6 полос. Концессионеры обеих дорог – компании, входящие в группу УК «Лидер».

Сегодня для проезда по обходу Одинцова для разных участков пути действуют разные тарифы: от 1 руб. ночью до 350 руб. днем (для легковых машин и мотоциклов). По грубым подсчетам, максимальная стоимость проезда по дублеру могла бы достигать около 450 руб. Но стоимость оценивается по состоянию на декабрь 2014 г. – момент заключения концессии на дублер и с учетом индексации, уточняет Ефимов. По его словам, стоимость проезда легковой машины по дублеру исходя из описанной выше формулы в среднем составит 270 руб.

Для тех, кто постоянно пользуется платной дорогой, будет предусмотрена система скидок, обещает человек, близкий к «Лидеру».

Стоимость проезда выглядит очень разумно, ведь сравнивать стоимость будут с существующими платными дорогами – например, в «Шереметьево», комментирует руководитель группы по работе с клиентами транспортной отрасли Deloitte Денис Похазников. Проезд из Москвы в «Шереметьево-2» составляет 280 руб., а в «Шереметьево-1» – 330 руб. (с 06.00 до 01.00). Если отталкиваться от экономики инвестиций, то стоимость проезда невысока, указывает другой консультант.

Построить километр: 3,8 млрд руб.

Предварительно стоимость строительства дублера оценивается в 40 млрд руб. Все расходы по проектированию, строительству и обслуживанию несет концессионер. Так как инвестор финансирует строительство на 100%, то он имеет право на свободный (не регулируемый городом) тариф, указывает близкий к «Лидеру» человек. Однако, по его словам, в процессе работы над соглашением город настоял, чтобы хоть какое-то ограничение по стоимости было; сошлись на этом.

По словам Ефимова, фактический тариф будет установлен в процессе запуска дороги в эксплуатацию. Тогда концессионер сможет учесть такие параметры, как стоимость парковки в городе, проезда на общественном транспорте на момент запуска дороги плюс экономика Москвы: уровень автомобилизации, занятость, индексы цен, ВРП. После ввода автодороги будет проведено исследование фактического трафика, в том числе его чувствительности к цене проезда, и инвестор проведет тонкую настройку тарифного меню, заключает заммэра.

Сейчас проектная документация проходит экспертизу, после ее завершения будет известен окончательный объем инвестиций, говорит директор Городского агентства управления инвестициями (сопровождает инвестиционные проекты в Москве) Леонид Кострома. Город взял на себя обязательства по выкупу участков у собственников (обошлись примерно в 500 млн руб.), а расходы на освобождение территории и вынос коммуникаций город и инвестор делят поровну. Необходимые для строительства дублера земельные участки (около 92 га) уже предоставлены, говорит Ефимов.

Концессионное соглашение заключено на 40 лет. Расчетная скорость движения на дороге составит не менее 100 км/ч. В первые годы эксплуатации средний трафик ожидается в 47 000 автомобилей в сутки. При этом все риски, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией, несет инвестор, город не гарантирует доходность проекта. Москва лишь частично берет на себя риски, которые зависят от городских властей, например риск недостаточной пропускной способности выезда с дублера в районе ММДЦ «Москва-сити», уточняет Кострома.

По словам Костромы, сейчас начаты работы по подготовке территории и переносу коммуникаций, строительство основного хода дороги планируется начать осенью 2019 г., а сдать дорогу в эксплуатацию – в 2021 г. По закону у платной дороги должна быть бесплатная альтернатива. В данном случае – и вылетные магистрали Кутузовский проспект и Звенигородское шоссе, и районная дорожная сеть, указывает Кострома.

«Я противник платных дорог, тем более в городах», – говорит член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. Задача государства в сфере дорожного строительства – снизить аварийность и вредные выбросы, объясняет он, однако на старых дорогах – пробки, выбросы выше, а аварийность существенно не снижается. В данном случае, полагает эксперт, ситуация будет как с трассой М11: она пустая при примерно такой же стоимости и протяженности, а М10 загружена.

Дублер нужен прежде всего, чтобы разгрузить Кутузовский проспект, объясняет Похазников. Дублер, по его словам, помимо эстакад и путепроводов предполагает строительство моста через Москву-реку – это тоже позитивно скажется на трафике: мостов в городе не хватает и около существующих часто возникают пробки. Похазников также обращает внимание, что платные парковки перестают сдерживать пробки, так как в городе много транзитного трафика. «Поэтому идея регулирования трафика платными участками дорог очень правильная», – заключает он.

Есть надежда, что дублер будет безопаснее, чем основная магистраль, где до сих пор нет разделительного барьера