Зачем ритейлеры активно уменьшают площади магазинов
IKEA – на 300 кв. м, «Леруа Мерлен» – в грузовых контейнерах: торговцы хотят быть ближе к покупателямВ 2018 г. «Леруа Мерлен» открыл шоурум при жилом квартале «Сколковский», IKEA анонсировала открытие торговой точки в ТРЦ «Авиапарк». Эти открытия – первый опыт торговых сетей в России, но не первый в мире: концепция «малого формата» (200–1000 кв. м) была опробована «Леруа Мерлен» во Франции, Испании и Китае, а небольшие магазины IKEA (900–4000 кв. м) уже работают в Великобритании, Канаде, Японии и некоторых странах Европы, говорит Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве. По ее словам, это позволяет сетям присутствовать в таких местах, где невозможно или затруднительно размещение гипермаркетов. Новые магазины можно условно разделить на два вида: уменьшенные модели полноформатных объектов или шоурумы для демонстрации популярных товаров и консультаций по их подбору.
Площадь дизайн-студии ИКЕА в «Авиапарке» составит около 300 кв. м, разместится она в зоне товаров для дома, сообщила пресс-служба торгового комплекса. Магазин скорее будет похож на справочное бюро: посетители с помощью специалистов компании смогут спроектировать кухню или гардероб, получить информацию о наличии товара, возможностях по доставке и сборке мебели, заказать понравившееся в интернет-магазине. Похожие услуги предлагает потребителям и шоурум «Леруа Мерлен квартира» в UP-квартале «Сколковский». Застройщик последнего, ФСК «Лидер», построил из грузовых контейнеров павильон в 125 кв. м: его посетители могут выбрать любое из 35 000 наименований в электронном каталоге, воспользоваться услугой бесплатной доставки малогабаритных товаров, а также оформить заказ на ремонт или выбрать дизайн-проект с учетом планировок новостроек квартала. «Идея открыть магазин появилась более года назад, полгода ушло на обсуждение с партнерами деталей проекта», – рассказывает руководитель направления по продуктовому маркетингу ФСК «Лидер» Мария Штейнман.
«Плюсы малых форматов – это гибкость, меньший объем инвестиций и возможность постоянно корректировать ассортимент», – перечисляет Надежда Мартынова, руководитель отдела услуг ритейлерам JLL. По оценке CBRE, стоимость отделки арендуемого помещения для «малых форм» составляет от 20 000 до 50 000 руб. за 1 кв. м – в зависимости от площади магазина, товарных категорий и уровня цен в нем. «Затраты у каждого игрока могут различаться на порядок, – объясняет Евгения Хакбердиева, глава отдела торговых центров Knight Frank. – Так как это тестовые форматы, кто-то идет на создание концептуального store, кто-то просто делает уменьшенные модели привычных магазинов с электронными терминалами».
На рынок Московского региона выходит все меньше качественных объектов, сетуют консультанты «большой пятерки». В Москве с начала года открылось всего три профессиональных ТЦ – «Миля», «Петровский» и «Каширская плаза» суммарной арендуемой площадью 98 500 кв. м, подсчитала JLL. В Подмосковье с начала года были выданы разрешения на ввод в эксплуатацию восьми торговых комплексов общей площадью 45 500 кв. м, сообщила пресс-служба областного минстроя.
Появлению новых традиционных магазинов мешает не только снизившийся покупательский спрос – по данным Watcom, в I квартале 2018 г. посещаемость столичных ТРЦ упала почти на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – но и развитие интернет-торговли. E-commerce все сильнее заставляет девелоперов и ритейлеров корректировать стратегии развития и дополнять существующие форматы новыми для усиления продаж, отмечает Малахатько. Девелопер должен учитывать социальный состав публики и наличие дополнительных «трафикообразующих» факторов, говорит Цвия Леваева, управляющий директор ТРЦ «Афимолл-сити»: например, у «Афимолла» выручка растет во время проведения выставок в «Экспоцентре» или других массовых мероприятий, в том числе деловых, участники которых селятся в находящемся рядом «Новотеле».