Строителям ЦКАД некуда переносить трубопроводы
Согласие землевладельцев вовсе не обязательно, считает правительствоСпустя несколько лет после начала строительства первого и пятого участков Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) – на юге и юго-западе Московской области – компании «Крокус» и АРКС столкнулись со сложностями. Им предстоит перенести огромное количество трубопроводов «Газпрома», «Транснефти», линий электропередачи и связи, рассказали консультант, федеральный чиновник и подтвердил человек, близкий к строителям. На участке есть распределительные и магистральные газопроводы – чтобы перенести их, нужно получить множество согласований и технических условий от владельцев труб, а это не всегда зависит от строителя, передал через представителя президент Crocus Group Арас Агаларов.
Основные работы по переносу коммуникаций должны были завершиться еще в прошлом году, говорит один из собеседников «Ведомостей». А строительство этих участков ЦКАД – уже в конце 2018 г., поручал президент Владимир Путин. В начале года помощник президента Андрей Белоусов сообщил о задержке президенту, рассказали два чиновника. Первый участок к началу года был построен на 16% (принято работ, выполнено – 36%), пятый – на 47%, знает один из них. Данные о первом участке подтвердил Агаларов, представитель строящей ЦКАД-5 «Кольцевой магистрали» (входит в группу АРКС) эти цифры не комментирует.
При строительстве дороги сети приходится переносить, например, из-за того, что дорога может пересекать трубу лишь под определенным углом, объясняет топ-менеджер строительной компании. Переносом коммуникаций должен заниматься подрядчик, следует из контрактов, опубликованных на сайте «Автодор инвеста» – «дочки» госкомпании «Автодор», выступающей заказчиком проекта. В опубликованной «Автодором» презентации говорилось о необходимости перенести 206 объектов по ЦКАД-1 и 457 – по ЦКАД-5. Но их оказалось гораздо больше, чем предполагалось при прохождении экспертизы, передал через представителя Дмитрий Долгов, гендиректор «Кольцевой магистрали». По ЦКАД-1 неучтенными оказались 82 объекта, указывает Агаларов.
Не хватает согласований с владельцами сетей об их переносе, отмечает Долгов. Представители же «Газпрома», «Транснефти» и МОЭСК с этим не согласны. По их словам, компании выдавали строителям технические условия для переноса объектов, но либо не получили имущество на баланс, либо было перенесено гораздо меньше объектов.
Подготовлен новый график работ, чтобы ликвидировать отставание, говорит чиновник. Он позволит достроить дорогу вовремя, надеется представитель «Автодора». АРКС прикладывает все усилия, чтобы открыть движение в 2018 г., указывает Долгов: увеличивает количество техники и рабочих на объекте. У первого участка ЦКАД шансов сдаться в 2018 г. больше, считает чиновник. Crocus Group технически может успеть перенести сети, но пока не решен вопрос с переоформлением земель, их некуда «переложить», говорит Агаларов: если «Автодор» решит проблему и предоставит участки, то дорога будет построена в срок.
Сейчас, чтобы перенести коммуникации, землю под них нужно арендовать, рассказывает представитель «Автодора». Есть и другие варианты, например выкуп, отмечает партнер «Пепеляев групп» Алексей Коневский.
Собственники участков, особенно вблизи Москвы, далеко не всегда согласны на аренду, поясняет человек, близкий к строителям. Но их согласие может вскоре и не понадобиться. Размещать принудительно на участках коммунальные сети, линии связи и газопроводы позволяет правительственный законопроект, принятый Госдумой в конце января в первом чтении. Владельцы сетей получат право пользоваться потребовавшимися им участками (публичный сервитут). Обычно сами работы по переносу коммуникаций занимают 1–2 месяца, а на переговоры об аренде участка уходит более полутора лет, изъятие растягивается на год, сказано в пояснительной записке, поправки ускорят процесс втрое.
В Госдуме проект лежал с мая и был принят после того, как о проблемах с переносом коммуникаций под ЦКАД узнали в Кремле, говорят консультант и федеральный чиновник. Законопроект поможет быстрее переносить коммуникации, надеется представитель «Автодора». Представитель Минтранса не ответил на запрос «Ведомостей».
До сих пор публичный сервитут устанавливался в редких случаях, например чтобы обеспечить проход к водным объектам либо временно – для ремонта сетей. Законопроект позволяет устанавливать его по инициативе естественных монополий и владельцев транспортной инфраструктуры – бессрочно и по упрощенной схеме. И обойтись без стандартных процедур – формирования земельных участков, межевания, планировки территории, поясняет юрист Dentons Таир Сулейманов.
Владельцу участка дается всего месяц на то, чтобы обсудить условия сервитута. Если договориться не получится, а владелец участка не успеет обратиться в суд за это время, то сроки работ и плата за сервитут считаются согласованными. На землях, принадлежащих гражданам, сервитут может быть установлен лишь при отсутствии альтернативы. Чтобы прекратить действие сервитута, придется доказать в суде, что он был установлен или используется с нарушением технических регламентов либо владелец не сможет использовать участок с находящейся на ней недвижимостью. Тогда суд может отменить сервитут или обязать владельца объекта выкупить землю.
Если через участок проходят крупные коммуникации, например газовые трубы, то участок должен изыматься с выплатой полноценной компенсации, говорит Коневский: законопроект – попытка избежать этих расходов, ограничив их платой за сервитут. Единой методики, по которой оценивается снижение стоимости актива из-за сервитута, не существует, рассказывает гендиректор Berkshire Advisory Group Ирина Вишневская. Плата за сервитут зависит от площади, которую занимает проложенный через участок объект, если небольшую, то компенсации может и вовсе не быть, говорит Вишневская. Обычно в мировой практике в таких ситуациях земля выкупается или изымается с выплатой компенсации, указывает президент саморегулируемой организации оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский: «Такой законопроект – узаконенный беспредел».