Фонд «Благосостояние» не хочет строить Крымский мост

«Мостотрест» возвращается к Аркадию Ротенбергу: нынешний владелец опасается санкций
«Благосостояние»  съедет с моста
«Благосостояние» съедет с моста / most.life

Аркадий Ротенберг ведет переговоры о покупке компании «Мостотрест», которая на 94,2% (данные СПАРК) принадлежит структуре НПФ «Благосостояние» «ТФК-финанс», сообщил представитель Ротенберга. НПФ «Благосостояние» подконтролен РЖД.

Сделка находится на согласовании в Федеральной антимонопольной службе, передал через представителя исполнительный директор «Благосостояния» Юрий Новожилов.

Для «Благосостояния» сейчас выгодный момент, чтобы выйти из актива, которым фонд владеет почти три года, дольше держать не в его правилах, объясняет человек, близкий к фонду; сколько НПФ заработает на сделке, он не говорит. Представитель Ротенберга объясняет сделку тем, что «Мостотрест» заметно нарастил компетенции в сфере инфраструктурного строительства. Сам Ротенберг передал через представителя, что заинтересован в инфраструктурном строительстве и надеется на синергию с другими видами строительного бизнеса.

Крупные текущие проекты «Мостотреста»

Владивосток – Находка – порт Восточный
Строительство автомобильной дороги на участке (18–40-й км) в Приморском крае
Стоимость контракта – 17,5 млрд руб.
Срок завершения работ – 2020 г.

М11 Москва – Санкт-Петербург
Строительство, содержание, капремонт и эксплуатация первого (58–97-й км) и второго (97–149-й км) участков автомобильной дороги
Стоимость контракта – 63,1 млрд руб.
Срок завершения работ – 2018 г.

М11 Москва – Санкт-Петербург
Строительство участка автомобильной дороги от ул. Фестивальной до Дмитровского шоссе
Стоимость контракта – 20,8 млрд руб.
Срок завершения работ – 2018 г.

М4 «Дон»
Строительство, содержание, капремонт и эксплуатация участка (633–715-й км) автомобильной дороги в обход населенных пунктов Лосево и Павловск
Стоимость контракта – 52,8 млрд руб.
Срок завершения работ – 2020 г.

Керченский мост
Строительство транспортного перехода через Керченский пролив
Стоимость контракта – 108,7 млрд руб.*
Срок завершения работ – 2018 г.

* В течение 2016 г. были подписаны допсоглашения, увеличивающие контрактную стоимость объекта

Цель сделки – защитить РЖД от санкций, говорят два человека, близких к РЖД, и подтверждает чиновник. Рано или поздно санкции затронут не только подрядчика, но и его владельца, объясняет один из них. Инициатор сделки – не Ротенберг, а «Благосостояние», знает человек, близкий к одной из сторон сделки.

РЖД рисковала и рискует подпасть под санкции, согласен партнер Herberth Smith Freehills Алексей Панич: «Мостотрест» строит в Крыму, поэтому Управление по контролю за иностранными активами (OFAC, занимается финансовой разведкой и санкциями) США вправе решить, что компания, контролирующая «Мостотрест», содействует его деятельности.

«Мостотрест» и в то время, когда был подконтролен НПФ, неформально принадлежал Ротенбергу (уже находится под санкциями), сообщал Forbes и подтвердили три собеседника «Ведомостей». Скрывать бенефициара смысла нет, уверен топ-менеджер строительной компании. Ротенберг и формально владел «Мостотрестом», но в 2014 г. продал долю в компании Marc O’Polo Investments сыну Игорю. У него долю купил «ТФК-финанс».

Время для возвращения актива самое подходящее, уверены собеседники «Ведомостей». На рынке напряженно ждут новых крупных инфраструктурных проектов, признает чиновник. Топ-менеджер инфраструктурной компании напоминает: о необходимости активно инвестировать в инфраструктуру все чаще говорит президент Владимир Путин, этой же теме посвятил выступление на форуме в Сочи председатель правительства Дмитрий Медведев. Топ-менеджер и чиновник соглашаются, что на рынке образовался дефицит компаний, способных выполнять крупные инфраструктурные проекты, – выбирают самых проверенных. Действовать можно уже без оглядки на санкции, говорит член совета директоров строительной компании. Для строительного рынка нежелательно появление монополиста, сетует консультант инфраструктурных проектов.

«Благосостояние»  съедет с моста

Обычно бенефициар усиливает контроль за компанией, когда серьезно меняется ее стратегия или нужно корректировать ее операционную деятельность, комментирует возвращение Ротенберга топ-менеджер строительной компании. Менять профиль компания не планирует, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. Основную часть выручки в 2016 г. (за 2017 г. отчетности еще нет) компания получила от строительно-монтажных работ, а также содержания и эксплуатации автодорог и продажи стройматериалов. Выручка компании в 2016 г. выросла на 22% за счет увеличения строительно-монтажных работ – в основном в связи со строительством Керченского моста. Валовая прибыль по сравнению с 2015 г. выросла на 39% и достигла 26,8 млрд руб., EBITDA – на 37% и достигла 18,1 млрд. За первое полугодие 2017 г. выручка составила 84,2 млрд, в первом полугодии 2016 г. было 67,9 млрд – прибыль 2,2 млрд и 476 млн руб.

Аркадию Ротенбергу принадлежит 100% «Стройгазмонтажа» – генподрядчика Керченского моста.

Не исключено, что возвращение Аркадия Ротенберга в «Мостотрест» связано с предложением ведомств больше строить по государственно-частному партнерству, а не госзаказу: для участия в ГЧП требуется прозрачная структура владельцев компании-инвестора, объясняет управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова.

Как строят Крымский мост