Что благоустроят в российских городах за 26 млрд рублей

Активнее всего за «формирование комфортной среды» борется Саратов
Казань – один из примеров того, как благоустройство общественных пространств тянет за собой малый бизнес/ Максим Богодвид/ РИА новости

Практически каждый российский двор должен быть благоустроен. Это идеальная цель новой программы развития территорий. Формировать комфортную городскую среду начнут в 40 региональных центрах России – от Калининграда до Владивостока. На эти цели на текущий год из бюджета обещано 26 млрд руб. Активнее всех в борьбу за формирование комфортной среды включился Саратов, где в мае прошел всероссийский форум по этой теме. Этот город призван стать «живой иллюстрацией принципов, заложенных в новых городских стандартах комплексного развития территорий» (цитата из программы развития городской среды АИЖК и КБ «Стрелка»).

У входа в Саратовский ТЮЗ, где проходил форум, одиноко стоял пикетчик с плакатом: «Саратов – территория бездорожья, ветхого жилья и маниловщины». Простоял он, впрочем, недолго – его увели слушать докладчиков, рассказывавших, как с комфортом обустроить Россию. Театр, к слову, находится в почти элитном районе. Расположенные рядом улицы будут отремонтированы первыми. Но пока по этим улицам после дождя лучше вообще не ходить: лужи в выбоинах такой глубины, что проезжающие машины окатывают прохожих водой на расстоянии до двух метров. Визитной карточкой Саратова можно назвать и просевшие люки канализации, которые добавляют рельефа местному ландшафту.

К форуму город немного подлатали и даже построили деревянную пирамиду. Выглядела она как вигвам, поставлена была на привокзальной площади и практически знаменовала собой памятник пилотному благоустройству региональных городов. Внутри пирамиды волонтеры собирали отзывы горожан. Как признались в КБ «Стрелка» (разработчик проекта), отзывы были в основном негативные, а некоторые горожане – даже разъяренными. Так как кроме установки пирамиды московские проектировщики еще переиначили привычную схему движения, поставили светофоры, убрали стихийные парковки и рекламные вывески, изящно обозвав последние «визуальным мусором». Для оживления пейзажа на асфальте были нарисованы разноцветные круги. Все это вместе было названо «тестовым благоустройством».

Стоимость его озвучена не была, но, по подсчетам «Стрелки», примерные расходы на преображение (т. е. благоустройство) общественных пространств могут составить 20 млн руб. на гектар. Привокзальная площадь Саратова, где московские архитекторы настойчиво предлагают сделать платную автостоянку, – чуть больше 3 га. Еще одна потенциальная территория для облагораживания – городская набережная. «Вы посмотрите, какой точкой притяжения она может стать», – уговаривал журналистов Александр Плутник, гендиректор АИЖК.

Впрочем, как признавались выступавшие на форуме эксперты, не привыкшие к благоустройству регионалы могут отреагировать на него нестандартно. Например, в Красноярске местные жители перестали гулять с собаками в сквере, после того как тот привели в порядок, потому что испугались «такой красоты». И стали слать возмущенные петиции городским властям с вопросом, где теперь выгуливать питомцев.

Поэтому сейчас благоустроители, опрашивая власти и горожан на тему, что в первую очередь привести в порядок, берут за основу мнение не мэра, а обычных людей, если мнения не совпадают, объяснил Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ. «Нельзя делать то, что не нужно людям, ведь денег и так не хватает», – отметила представительница Внешэкономбанка.

Один из флагманов российского благоустройства – Казань, на примере этого города обкатывается схема, как создание новой комфортной среды тянет за собой малый бизнес и помогает появлению новых рабочих мест. Об этом рассказала Наталья Фишман, помощник «по общественным пространствам» президента Татарстана, – местные СМИ называют ее «лицом программы реновации парков и скверов». За 2015–2016 гг. в Татарстане было освоено 5,4 млрд руб. (3 млрд – из бюджета, остальное – деньги спонсоров), которые пошли на «189 новых общественных пространств»: оснащение их «навигацией», «инфраструктурой для проведения мероприятий», в том числе праздничных, «формирование ландшафта» и т. д. Например, на облагораживание набережной реки Тюлячки было потрачено 32 млн руб., на благоустройство парка Казансу (2,1 га) – 37 млн руб. Говоря о принципах работы, Фишман упомянула «методологию соучаствующего проектирования» и «архитектурные десанты» из Санкт-Петербурга и Москвы, так как в Татарстане существует проблема «найти того, кто сделает качественный проект». «Над проектированием общественной среды в регионах не умеет работать никто», – категорично поддержала коллегу Александра Ситникова, партнер КБ «Стрелка». Этот вывод она сделала, надо полагать, по итогам работы КБ, которое «в каждом городе ищет архитектурные команды». О программе по формированию комфортной среды было заявлено в ноябре 2016 г.

На форуме в Саратове были объявлены имена первых победителей открытого национального конкурса на разработку концепций благоустройства ключевых общественных пространств в 15 городах России. Материалы, как сказано на сайте конкурса, заранее были переданы представителям администраций, которые провели на местах общественные слушания. Концепции, выбранные жителями, будут доработаны и реализованы. На набережной Саратова, к примеру, обещают высадить деревья, «похожие на монстров, защищающих город от ветра и звуков», а прямолинейный асфальт заменить «живописным парком с криволинейными дорожками» (идея голландского бюро West 8 и КБ «Стрелка»).

Мероприятия по преобразованию городских пространств, по идее разработчиков из «Стрелки» и федеральных чиновников, должны развернуть город лицом к горожанам. Одна из любимых сегодня тем – убрать из городов машины. Ну или сделать для них пространства максимально некомфортными. Для того чтобы поделиться опытом, как это делается в США, на форум был приглашен Джеф Спек, написавший книгу «Город для пешеходов».

Один саратовский чиновник похвалился: «Мы вот сделали в 2015 г. [в центре] пешеходную зону, так доступность поставить автомобиль в разы уменьшилась». Главная задача, по его словам, – «развивать водные возможности» и... автомобильный туризм. По территории Саратовской области протекает Волга, область расположена в трех разных природных зонах. «Если их жители приедут друг к другу в гости, это уже будет развитие внутреннего туризма», – пошутил представитель администрации.

Американский эксперт не шутил. А приводил расчеты, как отказ от машин способствует экономическому росту и укреплению здоровья нации. «В городах, где созданы условия, обязывающие человека иметь авто, бедное население отдает до 40% своих доходов на транспорт», – утверждал Спек. Впрочем, он посоветовал россиянам не смотреть на опыт США, Европы и Москвы, а вглядеться в проблему «локально». Городские функции (жилье, ритейл, парки, развлечения и т. д.) не должны быть отделены друг от друга, это заставляет города расползаться и строить все больше дорог, чтобы соединить их друг с другом.

Почему в подавляющем большинстве городов России жилье на вторичном рынке стоит дороже, чем на первичном, задал вопрос Григорий Ревзин, партнер КБ «Стрелка». И сам на него ответил: это плата за среду, которая наросла вокруг этих домов. В этой среде может не быть благоустройства, но первичный набор городских функций богаче, чем у любого района новостроек. Средняя обеспеченность российской «души» недвижимостью сейчас – 24 кв. м. То есть примерно так же, как и в Европе. Если бы не интересы строителей, резюмировал Ревзин, можно сказать, что первичная потребность России в жилье удовлетворена. Теперь надо решать задачу, как сделать проживание в этом жилье действительно комфортным.

Благоустройство на 10 баллов