«Автобан» вошел в состав строителей четвертого участка ЦКАД
«Лидер», которого не устроили условия, покидает проект«Дочка» дорожно-строительной компании «Автобан» – «КСК 4» – стала совладельцем «Юго-восточной магистрали», которая намерена строить четвертый комплекс ЦКАД, следует из данных СПАРК. Пока ей принадлежит только 35% компании – долю продало «Новое качество дорог» (структура УК «Лидер»). Это техническая задержка, «Главная дорога» (также структура «Лидера»), которой, согласно СПАРК, пока принадлежит 25% компании, тоже выходит из проекта – УК «Лидер» не устроили условия, долгие переговоры не улучшили ситуацию, знает участник рынка и подтверждает еще один. Если «Лидер» действительно выйдет из консорциума, в нем останутся «КСК 4» (25% – у «Автобана», 75% – у Павла Антонова) и РФПИ с долей в 40%.
Четвертый участок ЦКАД – платная дорога в 96,5 км между М7 «Волга» и М4 «Дон», которая должна замкнуть новое кольцо вокруг Москвы, – оказался самым сложным. Цена – 78,5 млрд руб., из них 49,7 млрд даст госкомпания «Автодор».
Найти концессионера «Автодор» пытался с августа 2014 г., получил пять заявок («Юго-восточной магистрали», «Большого кольца столицы», «Инвест финанс плюса», Автодорожной строительной корпорации и «Кольцевых магистралей столицы»). Но экономическая ситуация ухудшилась, компании начали новые консультации с «Автодором» и Минтрансом, а правительство перенесло конкурс. В апреле 2016 г. из претендентов осталась только «Юго-восточная магистраль». «Автобан» тоже полностью подготовил заявку, но в последний момент решил сконцентрироваться на третьем участке ЦКАД, говорил тогда «Ведомостям» замдиректора по финансовому развитию «Автобана» Денис Анисимов.
Из-за того что поступила только одна заявка, конкурс был признан несостоявшимся, и в мае 2016 г. «Автодор» объявил, что готов заключить соглашение с «Юго-восточной магистралью». Но переговоры затянулись на год. Хотя по третьему участку ЦКАД, разыгранному почти одновременно, соглашение было подписано еще в сентябре – с принадлежащей «Автобану» Автодорожной строительной корпорацией. Подписать соглашение с «Юго-восточной магистралью» «Автодор» намерен на ПМЭФе, говорят два участника рынка. Подписание состоится в ближайшее время, задержка вызвана сменой акционеров в консорциуме, отмечает представитель «Автодора».
По заказу Путина
ЦКАД – один из первых инфраструктурных проектов, на которые президент Владимир Путин распорядился направить средства ФНБ (150 млрд руб.), он хотел завершить его в 2018 г. ЦКАД будет построен в 2019 г., указывает представитель «Автодора», он считает, что такие сроки были установлены президентом. Первые объекты ЦКАД начнут поэтапно сдавать в 2017 г., говорил министр транспорта Максим Соколов.
«Лидер» настаивал на улучшении условий соглашения до его подписания или на присоединении партнера, говорилось в обзоре InfraOne. Совещание по смене акционера проводилось ночью в экстренном порядке, рассказывали два участника рынка.
Представители «Автобана» и «Главной дороги» не комментируют сделку. Представитель «Лидера» не ответил вчера вечером на запрос. Проект ЦКАД интересен РФПИ и его международным партнерам, вместе с которыми он намерен вкладывать в него, комментирует представитель фонда: детали будут определены после окончательного утверждения структуры и условий проекта.
УК «Лидер» управляет деньгами пенсионных фондов, поэтому ей важна доходность, замечает руководитель проектов Brayne Евгений Мазур, а с учетом текущего состояния проекта, сроков и стоимости строительства доходность была недостаточно высокой. Кроме того, концессионер, построивший участок дороги, не будет собирать плату, эту функцию планируется передать единому оператору всех платных участков ЦКАД. «Автобан» же – классическая генподрядная организация, которая может согласиться на меньшую доходность, полагает Мазур. Крупных дорожных проектов немного и законтрактоваться на два участка ЦКАД означает загрузить себя на ближайшие годы, считает он. «Автобану» будет удобно строить два соседних участка, полагает один из консультантов.
Привлечение финансирования будет одним из самых сложных вопросов для «Автобана», считает Мазур, из-за отсутствия опыта таких концессий и достаточно жестких параметров проектов участков ЦКАД. Другие сложности – сроки строительства и готовность территории к строительству, заключает он.