Старым контейнерам находят новое применение в строительстве
Из них можно создавать дома, рестораны, бассейны и многие другие объектыРесторан Bareburger на Лонг-Айленде больше напоминает склад, однако он популярен у посетителей, в том числе благодаря своей архитектуре. Открывшийся в прошлом году ресторан сделан из 11 контейнеров, которые ранее использовала японская судоходная компания NYK Line. Его дизайн разработала SG Blocks, создававшая похожие строения для Starbucks, Taco Bell и магазинов Lacoste. «Идея пришла сама собой», – говорит сооснователь Bareburger Джон Симеонидис-младший, ведь пол и столы в ресторане сделаны из переработанной древесины, а сиденья – из винила.
Грузовые контейнеры длиной 20 или 40 футов (6,1 или 12,2 м) используются для транспортировки большинства товаров в мире. Грузоперевозчики приобретают их примерно по $2000-3000 и используют в среднем по 18 лет. Затем многие из них начинают использоваться в качестве строительных материалов для ресторанов наподобие Bareburger, частных домов, тематических парков, бассейнов и тюремных камер.
Ежегодно около 1 млн контейнеров продаются или сдаются в аренду для использования на суше, говорят руководители судоходных компаний. По словам Руне Соренсена из Maersk Line, в прошлом году компания продала 70 000 контейнеров по $1000-1300 за штуку – вдвое больше, чем в 2015 г. Соренсен ожидает, что в ближайшие годы тренд сохранится, так как рынок еще только открывает свой потенциал.
В районе Уильямсбург в Бруклине архитектурная студия LOT-EK соединила 21 контейнер и разрезала их по диагонали, чтобы создать трехэтажный частный жилой дом. «Это наверняка самый фотографируемый дом в Бруклине, – говорит Саймон Арайа, работающий в соседнем кафе. – Вначале он был словно бельмо на глазу, но он соответствует хипстерской и артистичной культуре Уильямсбурга».
Также LOT-EK использовала контейнеры для строительства парка экстремальных развлечений в китайском Хуаншане, который должен открыться в этом году, и семиэтажного многоквартирного здания в Йоханнесбурге, ЮАР. Его строительство должно завершиться летом, и оно должно стать крупнейшим в мире сооружением из контейнеров (задействовано 140 штук). Соосновательница LOT-EK Ада Толиа считает контейнеры одним из «главных символов глобализации, так как они используются для транспортировки почти всего на кораблях, грузовиках и поездах». После этого их «можно использовать как блоки Lego, соединяя и меняя их форму, чтобы создавать наиболее эффективные, легкие и крепкие конструкции», говорит Толиа.
Хотя подобные строения и становятся все популярнее благодаря модному виду, они не заменят традиционных стройматериалов, утверждают специалисты. Контейнеры нужно разрезать, чтобы расширить жилое пространство или создать окна и двери; создать изоляцию изнутри; укрепить стальными балками при строительстве многоэтажных зданий. Поэтому после того как конструкция собрана, изменить или расширить ее трудно и дорого.
Вместе с тем, по оценкам экспертов, строить контейнеры позволяют на 40% быстрее и на 20% дешевле, чем традиционные материалы. Правда, расходы на строительство Bareburger вдвое превысили первоначальный бюджет. Проект обошелся примерно в $2 млн, а его реализация – от разработки концепции до завершения строительства – заняла четыре года, в том числе из-за более пристальных проверок перед одобрением строительства. «Это стало весьма поучительным опытом, – утверждает Симеонидис из Bareburger. – Работавшие на проекте строители до того не были знакомы с подобным методом».
Контейнеры находят и более обыденное применение. В качестве временных объектов в определенное время года или в удаленной местности их могут использовать ритейлеры, больницы, энергетические компании и военные. А власти Австралии используют их в качестве тюремных камер. ООН хранит в контейнерах на Гаити продовольствие, воду, медикаменты и оборудование. Как утверждает майор ВВС США Эндрю Шрэг, который был среди миротворцев ООН, когда ураган Мэттью ударил по острову в октябре 2016 г., «контейнеры оказались очень полезны и позволили «голубым беретам» гораздо лучше предотвратить гуманитарную катастрофу после урагана».
Перевел Алексей Невельский