Арендаторы возвращаются в центр Москвы
Доля свободных торговых площадей приблизилась к докризисному уровнюДоля вакантных помещений на центральных улицах Москвы продолжает снижаться четвертый квартал подряд: по итогам января – марта 2017 г. она достигла 8,4%, подсчитали аналитики консалтинговой компании JLL. На начало 2014 г. этот показатель составлял 8%, отмечается в сообщении. Так, доля свободных помещений на ул. Большой Дмитровке за I квартал 2017 г. сократилась вдвое год к году, на Пятницкой – на 4,3 процентного пункта (п. п.), на Петровке – на 2,9 п. п., по данным JLL. Наибольшим спросом среди арендаторов в I квартале пользовались улицы Тверская, Мясницкая и Маросейка, сказано в отчете другой консалтинговой компании, Colliers International, о стрит-ритейле.
Наиболее активно в центре Москвы открывались рестораны и кафе (29% от общего числа открытий), банки и офисы компаний, оказывающих различные услуги (13%), а также салоны красоты, аптеки, стоматологии (10%), согласно JLL. Кроме того, на центральных улицах столицы продолжают открываться флагманские магазины одежды, обуви и аксессуаров, отмечают аналитики Colliers International в обзоре. В этом году уже открылись бутик люксовой обуви Aquazzura на Петровке, магазин обуви Zlocci на Большой Дмитровке, флагманы Nike и Massimo Dutti на Кузнецком Мосту, напоминает руководитель направления аналитики рынков торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова. В конце мая на Тверской H&M откроет флагманский магазин площадью 5000 кв. м. В апреле на Тверской заработал второй магазин компании «Первое решение» (бренды Natura Siberica, Planeta Organica, Organic Shop и др.). Сейчас компания, по словам ее представителя, присматривает новые помещения в центре для своих магазинов – эти места традиционно имеют высокую проходимость, в том числе благодаря туристам.
Заполняемость торговых площадей в центре города может быть напрямую не связана с восстановлением экономики, замечает руководитель группы по обслуживанию компаний розничной и оптовой торговли в Deloitte Владимир Бирюков, благодаря стабилизации курса рубля потребитель стал готов тратить больше денег, к тому же он уже адаптировался к кризису.
Предстоящая реконструкция центральных улиц Москвы не сильно повлияет на уровень вакантности, но самый большой урон понесет общепит, доля которого на центральных торговых коридорах составляет 40%, считает Екатерина Подлесных из Colliers International. В прошлом году во время реконструкции, когда в заведения было сложно пройти и не было возможности поставить летние веранды, посещаемость упала в среднем на 30%, вспоминает гендиректор Ginza project Алексей Волков. С ним соглашается Анна Цфасман, основатель сети кофеен «Дабл би», посещаемость которых из-за прошлогодних работ в центре упала на 20–30% в зависимости от расположения. По их завершении она вернулась на прежний уровень, но не стала выше, добавила Цфасман. Другая проблема – сокращение парковок, отметил Волков.
Реальные перемены могут произойти, если в Москве станет больше туристов, а не благодаря реконструкции в центре, полагает Цфасман. Обновление отрезка от Тверской улицы до Триумфальной площади, части Садового кольца и Петровки приведет к дальнейшему сокращению вакантности, считают в JLL: в первую очередь арендаторы интересуются теми улицами, где работы уже завершены. После завершения очередного этапа проекта «Моя улица» осенью 2017 г. стоит ожидать роста ставок на 10–15%, добавляет Подлесных (см. график).