Елене Батуриной не удалось взыскать 74 млн евро за нереализованный проект в Марокко
Ответчиком выступал муж певицы Глюкозы, бизнесмен Александр ЧистяковВысокий суд Лондона 10 мая 2017 г. отказал Батуриной, возглавляющей список богатейших женщин России по версии Forbes с состоянием в $1млрд, во взыскании ущерба с экс-зампреда правления ФСК ЕЭС, владельца Hermitage Construction & Management Group Александра Чистякова.
В исковом заявлении, поданном в 2013 г., Батурина утверждала, что стала жертвой крупного мошенничества: в 2007 г. Чистяков ввел ее в заблуждение относительно перспектив проекта по строительству недвижимости в Марокко и не выполнил обязательство по совместному проекту (см. врез), в результате ей был нанесен ущерб почти на 100 млн евро. В 2008 г. Батурина и Чистяков заключили договор, в соответствии с которым стороны обязались обеспечить 65 и 35% инвестиций в проект, получив в нем соответствующие доли. Руководить проектом должен был Чистяков. Стройка так и не началась, и в 2012 г. Батурина инициировала ревизию. Выяснилось, что только небольшая часть от предоставленных для проекта структурами Батуриной займов поступила на счет марокканской компании Andros Bay, которая должна была заниматься проектом. Остальные деньги оказались перечисленными в офшоры, в том числе 5 млн евро – в зарегистрированную на Британских Виргинских островах (BVI) фирму Ridgegrove Investments Ltd, бенефициаром которой являлся Чистяков. Сам же бизнесмен финансирования не предоставил, указывала Батурина. В иске, поданном в Высокий суд Лондона, она просила расторгнуть соглашение, вернуть ей почти 98 млн евро, включая ущерб и проценты. Позже Батурина снизила сумму требований до 74 млн евро, отказавшись от процентов. Иск на BVI на 5 млн евро, в котором Батурина обвиняла Чистякова в выводе этих денег на связанные с ним офшорные компании, Чистяков в 2014 г. проиграл. Сейчас эти деньги взыскиваются с получавшей финансирование Sylmord Trade Inc., которая, в свою очередь, находится в процессе ликвидации. Она же является собственником земельных участков в Марокко.
Секвестр стройки
В 2008 г. Батурина, Чистяков и его партнеры обсуждали строительство в Марокко примерно 2 млн кв. м коммерческой и жилой недвижимости с инвестициями до 500 млн евро. Реальных проектов два – оба по строительству дорогих вилл и апартаментов, рассказал Чистяков. Но из-за кризиса проекты лишились смысла: покупателей на эту недвижимость не найдешь, уверяет Чистяков.
Чистяков все обвинения отвергал. Внесенные Батуриной деньги пошли на выкуп земельных участков и компенсацию инвестиций, уже сделанных в проект другими его участниками, заявил бизнесмен «Ведомостям». По его словам, хотя в соглашении с Батуриной речь шла о 35% в совместном предприятии, ему лично принадлежало всего 8,5%, а остальное принадлежало трем его партнерам – Андрею Крупнову, занимавшемуся девелопментом в Марокко, и двум марокканским бизнесменам. Причиной неудачи проекта стал экономический кризис, проблемы с привлечением банковских кредитов, отказ марокканского правительства от создания инфраструктуры и т. д., считает Чистяков.
Судья Высокого суда Лондона согласилась, что Чистяков не полностью выполнил свои обязательства по контракту с Батуриной, но не пришла к выводу, что именно эти действия сделали невозможным реализацию проекта. Убытки, понесенные Батуриной, на основе представленных материалов подсчитать невозможно, решила судья. Она сняла с Чистякова обвинения в мошенничестве, отметив, что Батурина и Чистяков являются опытными игроками, которые решили совместно заняться высокоспекулятивным зарубежным проектом в области недвижимости, но не получили ожидаемой прибыли: «Это был изначально заложенный риск».
Батурина удовлетворена установлением факта невыполнения экс-партнером ключевых обязательств по контракту в части финансирования проекта, но огорчена тем, что суд не смог определить размер подлежащего возмещению ущерба, передал «Ведомостям» ее адвокат Мишель Данкан. Сейчас, по его словам, рассматриваются другие возможные варианты возмещения понесенных ею потерь. Факт частичного неисполнения обязательств Чистяковым не означает автоматического причинения Батуриной убытков, рассуждает председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов: суд посчитал, что наличие иных неблагоприятных обстоятельств и давность происходивших событий не позволяют установить, были ли Батуриной причинены убытки, а если и были, то в каком размере.-