Строительство метро подорожало в 1,5 раза

Стоимость программы выросла с 900 млрд до 1,3 трлн рублей
Стоимость строительства московского метро выросла почти в 1,5 раза – с 900 млрд до 1,3 трлн руб. Уже потрачено более 0,5 трлн руб.
Стоимость строительства московского метро выросла почти в 1,5 раза – с 900 млрд до 1,3 трлн руб. Уже потрачено более 0,5 трлн руб. / А. Гордеев / Ведомости

Программа строительства метро, начатая командой Сергея Собянина, предполагает появление более 160 км новых линий и 78 станций к концу 2020 г. Это снизит нагрузку на действующую сеть метро и обеспечит шаговую доступность для 93% жителей города, говорится на сайте стройкомплекса Москвы. Столичные чиновники неоднократно заявляли, что стоимость строительства столичной подземки сокращена по сравнению с лужковским периодом на 25–30%, а сроки строительства – вдвое. Пока получается наоборот: темпы строительства московского метро вдвое ниже заявленных, а стоимость значительно выросла.

При утверждении программы метростроения в 2012 г. ее стоимость оценивалась в 900 млрд руб. Потом ее несколько раз пересматривали. Если суммировать потраченные средства и заложенные в адресной инвестиционной программе (АИП) на 2015–2018 гг., то программа оценивается уже в 1,3 трлн руб. (см. график). По данным департамента экономической политики и развития Москвы, в 2011–2015 гг. на строительство метро потрачено 521 млрд руб. В АИП на 2015–2018 гг. заложен 481 млрд руб. плюс 301,8 млрд руб. – остаток на 1 января 2019 г. (не использованные от контрактной стоимости объекта деньги, которые переходят на следующий период).

Ряд объектов сильно подорожал. Например, в 2011 г. департамент строительства Москвы сообщал, что предварительная стоимость ветки «Марьина Роща» – «Селигерская» (подрядчик – «Мосметрострой») – 59,4 млрд руб. В действующей АИП на этот объект заложено уже 92,7 млрд. На строительство линии «Деловой центр» – «Парк Победы» («Ингеоком») планировалось потратить порядка 12 млрд руб., сегодня в АИП его стоимость – 23 млрд руб. Ветка «Речной вокзал» – «Ховрино» («Стройгазконсалтинг») была разыграна за 10,5 млрд руб., сейчас сумма – 16,5 млрд.

Чиновники объясняют удорожание корректировкой программы. «Стоимость строительства объектов метрополитена в 2011 г. рассчитывалась исходя из предварительных показателей километража линий и количества вводимых станций и электродепо», – сообщила пресс-служба стройкомплекса Москвы. Частично метро подорожало из-за включения в программу строительства новых линий, говорит сотрудник мэрии: например, замкнули кольцо Третьего пересадочного контура, продлили Сокольническую линию от «Саларьево» до «Столбово». Представитель «Мосметростроя» отказался от комментариев. Пресс-служба «Ингеокома» объяснила удорожание появлением в проекте дополнительных сооружений, а «окончательная стоимость будет определена на основе сводного сметного расчета, выпущенного проектной организацией».

Затраты на строительство метро увеличиваются в том числе из-за непроработанной проектной документации, считает человек, близкий к мэрии: по его словам, порой предварительная стоимость объекта и реальная отличаются кардинально. Это происходит из-за того, что несколько процессов запускаются параллельно: проектирование, освобождение площадки и строительство. «Зачастую подрядчики выигрывают тендеры, обещая условное снижение от цены контракта, которая не определена, – продолжает собеседник «Ведомостей». – Контрактная цена для подрядчика определяется только после разработки проектно-сметной документации». Программа метростроения масштабная, в работе много объектов, все они сложные, а городу нужно показывать результаты, комментирует подрядчик метро.

Пока сроки ввода метро расходятся с заявленными. Мэрия обещала ввести за пять лет (2011–2015 гг.) 75 км метро, сдано около 33 км и 18 станций. В 2014 г. планировалось сдать линию «Марьина Роща» – «Селигерская», но первые три станции этой ветки будут введены только в этом году, а три следующие – в 2017 г. Пресс-служба стройкомплекса Москвы объясняла это техническими особенностями: работать приходится в сложных гидрогеологических условиях, о которых заранее строители не знали, работы ведутся на большой глубине в 60 м.

В целом программа строительства Московского метрополитена будет завершена к 2020 г., говорит представитель мэрии. Часть проектов выходят за этот период, указано в АИП: Третий пересадочный контур должен полностью замкнуться лишь в 2022 г., участок «Третьяковская» – «Волхонка» – «Деловой центр» будет готов в 2023 г., а «Столбово» – «Десна» – в 2024 г.

«Сделан серьезный задел на ближайшие годы, – говорил недавно вице-мэр Марат Хуснуллин. – В стройке находится более 60 км, 35 станций и пять депо. В 2016 г. планируется открыть 11 станций метро и более 23 км линий».

Стоимость строительства московского метро выросла почти в 1,5 раза – с 900 млрд до 1,3 трлн руб. Уже потрачено более 0,5 трлн руб.