Московский метрополитен пригрозил закрыть станцию «Мякинино»

Ее владелец – хозяин Crocus Group Арас Агаларов – до сих пор не сдал станцию в эксплуатацию
Московский метрополитен пригрозил закрыть станцию «Мякинино», которую семь лет назад построил владелец Crocus Group Арас Агаларов
Московский метрополитен пригрозил закрыть станцию «Мякинино», которую семь лет назад построил владелец Crocus Group Арас Агаларов / Е. Разумный / Ведомости

Станции московского метро, построенные при Сергее Собянине

Станция «Мякинино» Арбатско-Покровской линии будет закрыта с 22 августа из-за несоответствия необходимому уровню транспортной безопасности, сообщил Московский метрополитен. Пока собственник станции, Crocus Group, не устранит все замечания метрополитена, поезда между «Строгино» и «Волоколамской» будут идти без остановки.

Станция «Мякинино» расположена в Красногорском районе Московской области. Она стала первой станцией столичной подземки, построенной по принципу государственно-частного партнерства: еще в 2009 г. в нее инвестировала Crocus Group. Однако станция до сих пор так и не сдана в эксплуатацию и имущественно-земельные отношения между инвестором и метрополитеном не оформлены, заявил во вторник Московский метрополитен. Ранее Агаларов рассказывал «Ведомостям», что готов передать здание станции столичным властям: «Я бы с радостью так отдал. Мы построили станцию, потратили $30 млн, а теперь нам еще приходится тратиться на ремонт».

Еще в конце 2013 г. Агаларов написал гарантийное письмо, в котором обещал завершить все строительные работы, оформить паспорт антитеррористической защиты и брал на себя ответственность «за безопасность, здоровье и жизнь пассажиров», рассказывает собеседник «Ведомостей» в московской мэрии. По плану-графику, с которым ознакомились «Ведомости», все недостатки и замечания по объекту владелец Crocus Group обязался устранить до июля 2014 г. «Там есть скрытые работы, и застройщик обязан получить заключение о соответствии построенного проектной документации», – продолжает собеседник «Ведомостей». Кроме того, Агаларов обязался обеспечить госэкспертизу проектной документации, предъявить станцию Ростехнадзору, получить разрешение на ее ввод в эксплуатацию и оформить на нее имущественные права. Но ничего так и не сделано и, если на станции что-то случится, виновным будет метрополитен, объясняет источник в мэрии.

Начальник метрополитена Дмитрий Пегов предупредил о закрытии станции еще 18 июля, сообщил его представитель.

Агаларов сказал агентству ТАСС, что не получал уведомлений о закрытии ст. м. «Мякинино». «Ведомостям» он сообщил лишь, что документы оформляются, а с мэрией идут переговоры. Представитель Crocus Group добавил: компания оформляет документы на объект, чтобы затем передать его на баланс города.

Рискованные траты

300 млн руб. ежегодно тратит метрополитен на содержание станции «Мякинино», говорит чиновник мэрии

Метрополитену надо приводить в соответствие с законодательством техническую документацию, а полномочий делать это у него нет – объект ему не принадлежит, потому он и переложил ответственность на владельца станции, пригрозив закрыть ее до устранения недочетов, объясняет ситуацию адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Николай Гречкин.

Станция понадобилась Агаларову, чтобы сделать доступной для посетителей основную часть его бизнес-империи – многофункциональный комплекс «Крокус сити». Он включает в себя международный выставочный центр «Крокус экспо» (549 000 кв. м, три павильона, 49 конференц-залов), концертный зал «Крокус сити холл» на 6000 зрителей, «Крокус сити молл» (62 000 кв. м), тематический торгово-развлекательный комплекс Vegas (283 000 кв. м), гипермаркет «Твой дом» (112 000 кв. м). В «Крокус экспо» ежегодно проходит более 350 мероприятий, которые посещает до 10 млн человек. С 24 августа по 4 сентября там должен состояться Московский международный автосалон, который традиционно привлекает множество посетителей, например в 2015 г. – около 1 млн человек. «Безусловно, в случае закрытия станции посещаемость упадет, насколько – пока сложно сказать», – говорит представитель Crocus Group. Если закроют «Мякинино», то посещаемость может снизиться на 30–40% либо мероприятия будут создавать чудовищный автомобильный трафик, полагает управляющий директор BBCG Алексей Филатов: «Для крупных мероприятий обеспечить парковку невозможно, поэтому, как правило, большая часть посетителей приезжает на метро».

Если «Мякинино» закроют, под угрозой окажется и несколько проектов подмосковного правительства и частных инвесторов. В августе власти Московской области сообщили, что в Красногорске, рядом со зданием областного правительства, будет построен транспортно-пересадочный узел с общественно-деловым центром. В сообщении подчеркивалось, что эти объекты будут в пешей доступности от ст. м. «Мякинино». Под вопросом окажется и транспортная доступность поселка «Мортонград – Ильинское – Усово», застройщик которого – компания «Мортон». Ранее девелопер сообщал, что начинает тестирование легкого метро от станции «Мякинино» до своего поселка.

Подмосковный губернатор Андрей Воробьев «призвал Московский метрополитен и компанию Crocus Group найти решение», которое позволит не закрывать станцию.

Московские власти утверждают, что станция «Мякинино» важна и для них тоже: метро пользуются жители Павшинской поймы, средний пассажиропоток – около 40 000 человек (в «Котельниках», например, 70 000).

Станции московского метро, построенные при Сергее Собянине