Часть территории бывшего Черкизовского рынка может стать жилым районом

На нее претендует Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
Черкизовский вещевой рынок существовал с начала 1990-х по 2009 г.
Черкизовский вещевой рынок существовал с начала 1990-х по 2009 г. / Д. Гришкин / Ведомости

На территории бывшего Черкизовского рынка может быть построен небольшой участок жилья, сообщил заммэра Москвы Марат Хуснуллин: проект планировки уже разрабатывается. Подробности проекта чиновник не раскрыл. «Есть разные предложения, однако более логичным было бы разместить здесь крупный спортивный кластер», – добавил он (цитата по «Интерфаксу»).

Черкизовский вещевой рынок на внешней стороне Малого кольца МЖД существовал с начала 1990-х по 2009 г. Это был крупнейший по обороту центр мелкооптовой торговли товарами легкой промышленности в европейской части России, который контролировался группой АСТ Тельмана Исмаилова. В июле 2009 г. рынок был ликвидирован решением правительства Москвы – после того как на его территории обнаружили контрабанду и многочисленные нарушения санитарных и пожарных норм.

Оставили в покое

В марте 2016 г. правительственная комиссия решила передать Фонду РЖС под благоустройство и застройку 101,5 га Тимирязевской сельхозакадемии. Решение вызвало протесты как у преподавателей и студентов, так и у жителей этого района, собравшихся 11 апреля на митинг. В итоге президент России Владимир Путин рекомендовал оставить сельхозакадемию «в покое».

В 2013 г. московский мэр Сергей Собянин предложил президенту России Владимиру Путину организовать на территории бывшего рынка музейные хранилища с выставочным залом и хоккейный центр ЦСКА и получил добро. Еще через два года московские чиновники анонсировали появление здесь спортивного кластера – на 40 000–50 000 кв. м, уточнял Хуснуллин. Но эти планы городу пришлось увязать с интересами Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС, входит в АИЖК, вовлекает федеральные земли в жилищное строительство), рассказали несколько федеральных чиновников: оказалось, что он претендует на часть территории бывшего рынка. Переговоры между фондом и Минспортом о передаче земли под жилищное строительство идут уже давно, вся загвоздка в цене, говорит один из них. Участок под жилье на начальной стадии получения разрешений может стоить от 200 млн до 300 млн руб. за 1 га, говорит директор отдела оценки CBRE Светлана Шорина. А здесь речь идет примерно о 60 га, уточняет один из собеседников «Ведомостей».

На карте Росреестра такой участок один – 66,5 га по адресу: Сиреневый бульвар, влад. 4. В 2009 г. Высший арбитражный суд признал эту землю федеральной собственностью, она была предоставлена Российской государственной академии физической культуры. Но пока вид разрешенного использования для этой земли ограничен: она предназначена только «для размещения объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования». Ее кадастровая оценка – 8,56 млрд руб.

Насыщенность Восточного административного округа Москвы торговыми площадями в целом низкая: на 1000 жителей приходится около 150 кв. м против 430 кв. м в среднем по Москве, говорит Иван Артемов из CBRE. По его мнению, в зоне, прилегающей к Щелковскому шоссе и Сиреневому бульвару (8–9 га), можно расположить полноформатный торгово-развлекательный центр площадью до 200 000 кв. м, инвестиции в такой центр составили бы 10–14 млрд руб. А на остальной территории можно построить жилье эконом- и комфорт-класса, объекты досуговой и спортивной инфраструктуры, рекреационные зоны. Предел жилой застройки для такой территории – около 1,3 млн кв. м, считает управляющий партнер «Метриум групп» Мария Литинецкая. Инвестиции в них Артемов оценивает в 35 000–45 000 руб. на 1 кв. м.

Среди минусов этой территории загруженность Щелковского шоссе, недостаточно развитая инфраструктура, считает региональный директор департамента оценки Colliers International Дмитрий Романов. Но в ближайшие годы ситуация улучшится, надеется он: завершится реконструкция Щелковского шоссе, откроется станция Малого кольца железной дороги, планируется крупный транспортно-пересадочный узел.

Представитель Фонда РЖС от комментариев отказался, запрос «Ведомостей» в Минспорт остался без ответа.