Российские отели повысят тарифы для туроператоров
Поток туристов из России и Азии прибавил им уверенностиТуроператоры прогнозируют резкое увеличение цен в отелях Москвы и Санкт-Петербурга на сезон 2017 г. Из предварительных переговоров с отельерами следует, что цены могут повыситься на 20–50%, говорит представитель «Интуриста» (российское подразделение Intourist Thomas Cook). Вместо обычных 5–10% стоит ожидать повышения на 30–50%, согласен руководитель департамента въездного туризма «КМП групп» Александр Макляровский. У некоторых отелей повышение цен достигает 50%, подтверждает гендиректор «Тари тур» Марина Левченко. Официально цены на будущий сезон (апрель – сентябрь 2017 г.) отельеры пока не называли, они должны установить их только к осени. Но некоторые расценки уже назвали, говорит представитель «Интуриста».
Сеть Azimut Hotels планирует в 2017 г. «ощутимое повышение цен»: спрос на гостиницы восстановился и в Москве, и в регионах, сообщил «Ведомостям» гендиректор Azimut Hotel Olympic Moscow Алексей Акиндинов. В отелях сети Starwood цены для индивидуальных туристов могут повыситься на 15–20% уже в сентябре-октябре, а для корпоративных клиентов и туроператоров повышение будет не менее чем на 10% – и то лишь при условии, что они продлят контракты на следующий год, говорит старший директор по развитию Starwood Hotels and Resorts в России, СНГ и Прибалтике Анатолий Кондратенко. Петербургская гостиница «Октябрьская» поднимет цены на уровень инфляции – 10–15%: дорожают коммунальные услуги, отмечает ее гендиректор Валерий Иванов. На московском рынке гостиничных услуг средний тариф за пять месяцев 2016 г. увеличился, по данным JLL, на 6,5% (к аналогичному периоду прошлого года) до 7800 руб. за ночь, а в Петербурге – на 18% до 2300 руб.
Отельеры реагируют на возросшую в этом году загрузку. Турпоток из Европы заместился туристами из Китая, Индии и с Ближнего Востока, существенно вырос и внутренний туризм, поскольку отдых за рубежом сильно подорожал, объясняет Акиндинов. Повышение цен, по его словам, должно покрыть рост инфляционных издержек за два предыдущих года, когда гостиницы практически не дорожали. Отельеры хотят наверстать упущенное в 2014–2015 гг., когда они сдерживали цены, подтверждает директор департамента исследований по России Colliers International Вероника Лежнева. В 2015 г. на фоне девальвации рубля и сложных отношений с Европой и США было трудно прогнозировать поведение туристов и часть гостиничных операторов даже незначительно – до 5% – снизили цены, дорожали только люксовые отели, вспоминает она. Чтобы поддержать операционную прибыльность, отельеры давали 30–40% скидки для групповых заездов, а иногда и более, добавляет руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер. Так что грядущий подъем цен оправдан, уверена она.
В сочетании с низким курсом рубля повышение цен – разумный шаг, уверен и Кондратенко из Starwood Hotels.
Спрос со стороны туроператоров «резко вырос» и, по некоторым данным, даже перекрыл показатели докризисных лет, говорит Акиндинов из Azimut Hotels. «Тари тур», по словам Левченко, планирует забронировать на будущий сезон на 30% больше номеров в отелях, чем бронировала на этот. В мае – июне 2016 г. загрузка дорогих московских отелей достигла 70–76%, а среднего ценового уровня – 85–87%, это дает основания ожидать нехватки номеров в пиковые периоды с мая по сентябрь 2017 г., но загрузка качественных отелей в случае их подорожания может и снизиться, допускает Лежнева. И российские, и азиатские туристы чувствительны к цене, поэтому резкое повышение стоимости может нивелировать преимущество поездок в Россию – сравнительную дешевизну проживания в качественных гостиницах благодаря курсовым разницам, предупреждает она. Подорожание отелей повлияет на стоимость поездок, но не настолько, чтобы снизить спрос: возможно, туристы будут предпочитать отели более низкого ценового уровня, оптимистичен представитель «Интуриста».
На проживание приходится 25–30% стоимости всего туристического пакета, но и остальные составляющие наверняка подорожают: транспорт, музеи, питание, перечисляет Макляровский из «КМП групп». Цены на перевозку туристов для туроператоров могут повыситься на 30–50%, в том же Петербурге нехватка транспорта, говорит Левченко. В целом стоимость пакета вырастет на 20–25%, считает Макляровский, это не намного снизит поток иностранных туристов.
Минкультуры не имеет полномочий влиять на ценовую политику гостиниц, но стоимость проживания в отелях во время чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций будет регулироваться, обещает представитель ведомства.