Власти Петербурга не хотят в этом году компенсировать 4 млрд рублей концессионеру ЗСД

Чиновники ищут пути изменить условия концессионного соглашения
Доходы ЗСД пока меньше запланированных 9,6 млрд руб.
Доходы ЗСД пока меньше запланированных 9,6 млрд руб. / Е. Егоров / Ведомости

Соглашение о ГЧП сроком на 30 лет администрация Петербурга подписала с концессионером ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, консорциум «ВТБ капитала», Газпромбанка, IC Astaldi) в конце 2011 г. Стоимость строительства центрального участка ЗСД (почти 12 км) – около 120 млрд руб., из которых почти 70 млрд руб. привлекает концессионер, остальное – из федерального бюджета. В соответствии с финансовой моделью МСС рассчитывает получать компенсацию от города в 2016–2019 гг. По данным МСС, центральный участок планируется к сдаче в эксплуатацию в августе этого года. Сейчас работают северный и южный участки.

Администрация Петербурга изучает договор концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации Западного скоростного диаметра (ЗСД), чтобы изыскать возможность в этом году не платить из бюджета концессионеру. Об этом вчера сообщил журналистам вице-губернатор Михаил Мокрецов.

По соглашению в 2016 г. бюджет должен перечислять концессионеру разницу между планируемым доходом от эксплуатации ЗСД и доходом в 9,6 млрд руб., который гарантирует правительство Петербурга. В бюджете на 2016 г. на эти цели предусмотрено 4 млрд руб.

Бюджет скорректирован

Вчера депутаты в первом чтении одобрили внесенный губернатором проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг.». С учетом изменений доходы бюджета на этот год составят 435,8 млрд руб., расходы – 494,4 млрд руб. Дефицит и источники его финансирования сохраняются на уровне первоначально утвержденного бюджета – 58,6 млрд руб.

«Мы будем смотреть с юридической точки зрения, как сформулированы наши обязательства, из чего они вытекают, – цитирует Мокрецова dp.ru, – можно ли городу уклониться от платежей в этом году и перенести их на более поздний период». При заключении соглашения предполагалось, что инвестор будет компенсировать эти расходы из выручки, но из-за того, что центральный участок пока не построен, трафика не хватает, объяснил вице-губернатор. Он подчеркнyл, что полный отказ от компенсации за счет бюджета невозможен, речь идет лишь о переносе платежей и переговорный процесс с МСС будет сложным, передает dp.ru. «Мы готовы вносить изменения в соглашение, но одного нашего желания мало, нужно согласие второй стороны», – заключил Мокрецов.

На создание центрального участка ЗСД концессионер привлек свыше 120 млрд руб., компания также несет затраты, связанные с эксплуатацией дороги, говорит представитель МСС. По его словам, в первые годы выручка от сбора платы за проезд недостаточна для покрытия затрат, поэтому город компенсирует разницу, но начиная с 2020 г. планируется выход проекта на самоокупаемость и за срок действия соглашения о ГЧП, по прогнозу, МСС выплатит администрации более 380 млрд руб. Вопрос о возможном переносе сроков платежей в пресс-службе МСС не прокомментировали.

В марте депутат законодательного собрания Алексей Ковалев направил в прокуратуру и городскую администрацию обращения, в которых назвал условия соглашения с МСС «дискриминационными» для города. Бюджет Петербурга вынужден компенсировать недополученные, но запланированные доходы концессионера, определенные самим концессионером в одностороннем порядке, при этом сумма компенсации достигает 1% от доходов бюджета, возмущался депутат.

Прокуратура не нашла нарушения в выплатах МСС. Они обусловлены исполнением обязательств администрации по концессионному соглашению и не противоречат законодательству, говорится в ответе прокурора Петербурга Сергея Литвиненко на обращение Ковалева.

Соглашение с МСС может быть оспорено, так как противоречит Гражданскому кодексу, в котором есть понятие добросовестности осуществления гражданских прав, поэтому даже формально законная сделка может быть признана недобросовестной, настаивает депутат. Концессионер рассчитывает недополученную прибыль, но объект до сих пор не построен, возмущается он.

По мнению Ковалева, слова Мокрецова свидетельствуют, что у городских властей нет запрета на пересмотр условий соглашения. Но будут ли чиновники что-то делать в этом направлении, не известно, сомневается депутат.

Шансы признать соглашение ГЧП недействительным в суде, ссылаясь на его несоответствие законодательству, невелики, так как документ тщательно готовился, говорил ранее старший партнер юрфирмы «Дювернуа лигал» Игорь Гущев.