Претендентов на бюджетные деньги становится больше, а объем госзаказа снижается
Приоритетным направлением финансирования будет подготовка к ЧМ-2018Объем госзаказа в Петербурге – около 200 млрд руб. в год, почти 6–7% от размера экономики города (2,7–3 трлн руб.), оценивает финансовый аналитик ИК «Доходъ» Владимир Киселев: «Примерно 60% объема обеспечивается бюджетом города и идет преимущественно на строительство инфраструктуры, остальное – исполнение федерального бюджета в части военных расходов». Наиболее зависимыми от заказа отраслями он называет строительство и машиностроение.
Кто получит деньги
По данным информсистемы госзаказа Петербурга на 15 января, город запланировал в 2016 г. закупки на общую сумму 9,2 млрд руб., передал через пресс-службу председатель комитета по госзаказу Дмитрий Сачков. Несколько комитетов Петербурга заметили увеличение бюджетов на госзакупки в 2016 г. В комитете имущественных отношений планируют провести в 2016 г. госзакупки на 8 млрд руб. (+17% к 2015 г.), сообщила его представитель. В соответствии с адресными инвестиционными программами (АИП) вырос бюджет на приобретение социальной инфраструктуры, объяснила она.
Всего расходы по АИП в 2016 г. вырастут на 5,5 млрд руб. до 91,4 млрд руб. Бюджет КРТИ на 2016 г. – 54,8 млрд руб., расходы на реализацию АИП (39,3 млрд руб.) выросли на 12 млрд руб. по сравнению с 2015 г., говорит представитель комитета: «Но некоторые целевые статьи получили меньшее финансирование, чем в прошлом году, так, на текущий и капитальный ремонт дорог выделили порядка 4 млрд руб., на 500 млн руб. меньше, чем в прошлом году. Комитет просил увеличить лимит финансирования на 2016 г. на текущий и капитальный ремонт дорог до 7 млрд руб., но средства не были выделены, говорит его представитель. Самые крупные объекты – строительство продолжения четырех линий метрополитена, набережной Макарова и моста в районе острова Серный. Федеральное софинансирование объектов КРТИ в 2016 г. – 5,7 млрд руб., средства пойдут на подготовку к ЧМ-2018.
В комитете по строительству финансирование программы упало на 10% до 19 млрд руб. (больше всего пострадает сфера дошкольного образования – ее финансирование снизилось с 1,2 млрд до 109 млн руб.), в комитете по энергетике – на 6% до 10,8 млрд руб. (в том числе 1,4 млрд руб. – на строительство и реконструкцию тепловых сетей, 1,9 млрд и 627 млн руб. – субсидии ГУП ТЭК и «Водоканалу»). В комитете по транспорту затраты останутся на уровне прошлого года – около 4,4 млрд руб., в том числе 2,6 млрд руб. – на приобретение новых вагонов метро.
Точечное финансирование
Из-за роста расходов петербургского бюджета некоторые отрасли получат увеличенное финансирование, но оно будет предельно точечным, объясняет руководитель аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов. Из инфраструктуры это будут объекты к ЧМ-2018 г., остальные же секторы могут пострадать, уточняет он.
Бюджетный рост
Утвержденные доходы городского бюджета на 2016 г. – 432,9 млрд руб. (на 8% больше, чем в прошлом году), расходы – 491, 5 млрд руб. (+8,8%).
В прошлом году заказов на дорожном рынке стало меньше, говорит Сергей Зубов, замдиректора по производству ООО «СК «Гермес»: «Количество госзаказов в 2016 г. продолжит падать, а конкуренция за них возрастет. Например, компания ВАД, которая давно не работала в городе, вернулась на рынок госзаказа в 2015 г.». По его словам, доля госзаказа в структуре выручки крупных дорожных компаний составляет 70–80%. Рост конкуренции замечает и гендиректор ПО «Возрождение» Сергей Новиков: «Этот год будет годом заказчика, от госструктур будет зависеть, кого допустить до конкурса. Подрядчики готовы снижать свою прибыль до минимума». Из-за снижения объемов реконструкции и строительства новых трасс дорожники либо банкротятся, либо находятся на грани банкротства, говорит начальник ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. Теперь городское правительство занимается не строительством, а поддержанием полотна в текущем состоянии, кризис продолжится и в 2016 г., уверен он.
Весна покажет
Федеральный бюджет этого года может быть секвестирован, правительство планирует сэкономить более 500 млрд руб., говорил в середине января министр финансов РФ Антон Силуанов. Федеральный бюджет больше зависит от цен на нефть, чем петербургский, говорит сотрудник комитета финансов Петербурга. По его словам, корректировки в городской бюджет вносятся весной, поэтому пока сложно оценить будущее сокращение. Госзакупки в Петербурге снизятся не менее чем на 10% из-за поручения правительства РФ об экономии бюджетных средств, а также из-за падения поступлений от налога на прибыль и налога на фонд заработной платы, уверен Кумановский.
Выиграет оборонка
Расходы на оборону в российском бюджете увеличились в 2015 г. на 20% до 3,1 трлн руб., что должно было отразиться на госзаказах для петербургских судостроителей, замечает Лобов. На АО «Адмиралтейские верфи» количество заказов и загрузка производства в 2016 г. останутся примерно на уровне прошлого года, сообщила представитель компании. Выручка за 2015 г. вырастет на 24% по отношению к 2014 г., ожидают в компании. На Средне-Невском судостроительном заводе количество заказов в 2016 г., по прогнозам, увеличится на 35%, сообщил его представитель. Ждать серьезного роста в 2016 г. машиностроителям не придется, уверен Лобов: «В федеральном бюджете 2016 г. в изначальном виде расходы на национальную оборону практически не увеличиваются, а после корректировки могут даже сократиться».
Конкуренция растет
В 2015 г. конкуренция за госзаказы в Петербурге выросла, хотя объемы предложений по госзакупкам увеличились только количественно, суммарная же стоимость заказов на том же уровне, говорит Ян Хельм, аналитик компании IST-Budget. По его словам, объем торгов, связанных с транспортом и транспортными услугами по лотам более 10 млн руб., упал по Петербургу в прошлом году с 188 млрд до 127 млрд руб. По данным IST-Budget, количество торгов в сфере строительства, на которых заявилось от 5 до 7 участников, в 2015 г. выросло больше чем в 2 раза – до 51, количество торгов с 3–4 участниками осталось на том же уровне. Больше всего конкуренция выросла на «интеллектуальные» работы, не связанные с потреблением материальных ресурсов, замечает Хельм: «На конкурсы и аукционы на проектно-изыскательскую деятельность, аудит, по инженерным, кадастровым задачам и т. д. могут претендовать порядка 10 участников, и они готовы теперь идти на невероятное снижение стоимости контрактов». По его словам, в этом году резко усилится конкуренция на конкурсах, которые не связаны напрямую с сырьем и промышленностью, где определенные поставщики закрепились за «своими» заказчиками.
Учитывая планы правительства по коррекции бюджета в сторону снижения расходов после очередного падения цен на нефть, ожидать роста госзаказа в 2016 г. не приходится: в реальном выражении он, скорее всего, будет сокращаться в большинстве отраслей, прогнозирует Киселев.