Бизнес просит мэра Москвы остановить снос зданий, признанных чиновниками самостроем
Среди торговых объектов ТЦ «Пирамида» на ТверскойМосковское отделение организации малого и среднего бизнеса «Опора России» написало письмо на имя мэра Москвы Сергея Собянина с просьбой остановить снос построек, право собственности на которые оформлено на малый бизнес (копия документа есть у «Ведомостей»). Бизнесмены предлагают обсудить возможности легализовать такие здания при условии перекладки коммуникаций за свой счет.
Предприниматели обратились к мэру из-за постановления городского правительства, принятого в начале декабря. Документ содержит список из 104 построек, которые чиновники назвали самостроем и которые подлежат сносу. Так, в списке оказался торговый центр «Пирамида» на Тверской улице, павильоны возле входов в метро «Динамо», «Сокол», «Сухаревская», «Таганская», «Арбатская» и др.
Право принять решение о сносе самостроя чиновники получили после принятых в середине 2015 г. поправок в Гражданский кодекс (ГК). Органы местного самоуправления могут решить снести самовольную постройку, если она, например, находится на территории общего пользования или в полосе отвода инженерных сетей.
Системная борьба
Сергей Собянин, мэр Москвы
«Мы работаем над программой сноса незаконно возведенных объектов в Москве. <...> В то же время целый ряд объектов возведены на коммуникациях, газопроводах, водопроводах, сетях высокого давления, прямо на улично-дорожной сети, но получили документы о регистрации, хотя явно возведены незаконно» (цитата по сайту Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы).
Предприниматели боятся, что это «мина замедленного действия», пояснил председатель совета московского отделения «Опоры России» Александр Жарков (от его имени написано письмо Собянину). Выходит, что фактически любые объекты могут быть признаны самостроем, рассуждает он: «Раньше чиновники должны были доказывать в суде, самострой это или нет, теперь же они ссылаются на поправки в ГК».
Поправки в ГК дали именно право, а не обязанность сносить самострой, пишет Жарков. Эта норма «не для поголовного применения», а для тех построек, правовой статус которых сомнителен или не установлен. «Только суд может определить, что строение возведено незаконно, [а значит] <...> принять решение о сносе», – сказано в документе.
Для крупных сетей, чьи точки попали под постановление, последствия сноса не так болезненны. Так, постановление касается 13 салонов «Евросети». «Мы просто переедем в другое место», – говорит представитель компании Ульяна Смольская. Для небольших игроков это еще одна угроза их существованию, опасаются предприниматели. Как говорится в письме «Опоры России», ситуация уже и так накалена из-за проведения с 2010 г. «мероприятий, направленных на массовую ликвидацию некапитальных объектов мелкорозничной торговли, повышения налоговой нагрузки путем введения торгового сбора <...> и других непопулярных мер».
В защиту своей позиции предпринимателям стоит ссылаться на то, что владельцы самостроя возводили их если не с письменного одобрения, то при отсутствии возражений арендодателя, т. е. города, советует старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева. «Возведенное согласно градостроительным нормам и правилам строение не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан», – рассуждает она.
Пресс-служба московской мэрии на запрос не ответила.