Группа «Бин» поможет санировать «СУ-155»
Банк «Российский капитал» должен обеспечить финансирование, а «Бин» – достройку объектовМеханизм финансового оздоровления компании «СУ-155» был утвержден вчера на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Санацией строительного холдинга займется банк «Российский капитал», сообщил «Ведомостям» министр строительства и ЖКХ Михаил Мень. Предполагается, что банк обеспечит финансирование достройки объектов, средства на это начнут выделяться уже в этом году, говорит министр.
«Всего на завершение строительства наших объектов требуется 39 млрд руб., из них 24 млрд будет получено за счет реализации непроданных квартир или площадей в недостроенных объектах, еще 15 млрд принесет продажа активов группы», – сообщил представитель «СУ-155». Компании необходимо выполнить обязательства перед 27 000 покупателей жилья в 15 регионах.
Ранее сообщалось, что санатором может выступить «Интеко» Микаила Шишханова. Однако при анализе ситуации стало понятно, что без госструктуры провести санацию невозможно – для частной компании слишком высоки риски, объясняет один из участников рабочей группы, созданной Минстроем в октябре для решения проблем «СУ-155». Выбор «Российского капитала» объясняется стремлением Шувалова создать мощный институт санации, который будет специализироваться прежде всего на проектах, где есть реальная угроза финансовым или экономическим интересам граждан, считает федеральный чиновник.
Помогать «Российскому капиталу» будет группа «Бин» (в которую входит «Интеко»). Она будет контролировать процесс строительства, передачу квартир дольщикам, а также участвовать в кредитовании, уточняет Мень. Не исключено, что строительные компании, входящие в «Бин», возьмут на себя и строительство некоторых объектов. Представители «Российского капитала» и группы «Бин» отказались сообщить подробности их сотрудничества и распределения ролей в этом проекте.
Помимо обязательств перед дольщиками у «СУ-155» есть и большие долги перед банками. В июне основной владелец группы – депутат Мосгордумы Михаил Балакин сообщал, что всего долги составляют 27 млрд руб., по кредитам – 22 млрд руб.
Но, проанализировав финансовое состояние «СУ-155», рабочая группа при Минстрое пришла к выводу, что разрыва между ее активами и пассивами нет и доходов от продажи ее активов хватит на завершение проектов. Промышленные активы сама компания оценивает в 40 млрд руб., а портфель проектов – более чем в 7 млн кв. м жилья. В ближайшее время «Российский капитал» завершит консолидацию всех активов группы «СУ-155», говорит представитель Минстроя. При санации обычно меняется менеджмент и финансирование выделяется в обмен на долю в компании, но ответ о возможных изменениях в руководстве и составе акционеров «СУ-155» «Ведомостям» не дали ни в самой компании, ни в «Российском капитале».
«СУ-155» – одна из крупнейших строительных организаций России, в ней работает 30 000 человек. Если ей не оказать помощь на государственном уровне, могут пострадать десятки тысяч человек», – говорил ранее представитель министерства. Компания неправильно действовала в кризис 2008 г., не сокращала строительство, а наращивала, объяснял представитель «СУ-155»: хотели загрузить промышленность, взяли дорогие кредиты. Еще одна ошибка: 8 млрд руб. вложили в реконструкцию заводов в Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Московской и Ивановской областях.
«Российский капитал» намерен начать стройки немедленно, при этом планирует закрыть обязательства перед большинством дольщиков в течение 2016 г., говорит один из участников рабочей встречи в Минстрое.
«Принятое решение – очень системное и, пожалуй, единственно верное, – радуется заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин. – Нет ничего хуже, когда каждый из субъектов занимался бы решением только своих проблем». Больше всего дольщиков у «СУ-155» в Подмосковье: 36 жилых домов (483 000 кв. м, около 16 000 покупателей) плюс социальные объекты, на достройку необходимо порядка 10,6 млрд руб. Часть социальных объектов в Подмосковье за «СУ-155» достраивают инвесторы, говорит Елянюшкин.
«Ситуация, которая возникла с обязательствами «СУ-155», требует специфической работы, поэтому и была создана рабочая группа и приняты решения, которые помогут исполнить обязательства перед дольщиками. Но спасать всех таких застройщиков – это не функция государства», – комментирует владелец корпорации «Баркли» Леонид Казинец. По его мнению, основными инструментами помощи застройщикам, которые оказались в сложной финансовой ситуации, должны быть страховые компании и банки, которые давали банковскую гарантию. А помощь государства может заключаться в поддержке ипотеки и банковском финансировании.