Более 80% покупателей жилья предпочитают иметь школу рядом с домом
Девелоперы хотят от города больше земли для размещения детских образовательных учреждений в строящихся ЖКВслед за панельными многоэтажками устаревших серий, строительство которых в Москве полностью прекратится в следующем году, постепенно уходят в прошлое типовые детские сады и школы. Только за 2014 г. в столице было построено несколько десятков объектов нового образца. Пока в основном на периферии – в районах Куркино, Хорошево-Мневники, Митино, Зеленограде.
Процесс модернизации детских образовательных учреждений начался в 2012 г., когда Москомархитектура и департамент градостроительной политики вместе с крупнейшими столичными застройщиками разработали набор рекомендаций и планировочных решений для современных детских садов и школ. В 2013 г. спецпроект ЦСИ «Винзавод» «Территория дизайна» при поддержке Министерства образования и науки провел всероссийский конкурс «Новый облик детских садов». Из 82 проектов 16 были рекомендованы для строительства в Москве. Впрочем, до реализации пока дошел только один – «Детский сад на 60 мест» Анны Викен: сейчас готовится проектная документация. Здание в форме белого шестиугольника с оранжевыми фонарями верхнего света и бесшовным остеклением появится на территории одного из жилых комплексов на ул. Речников в Нагатинском Затоне.
Качественное изменение среды не всегда подразумевает новое строительство. В 2014 г. Институт образования НИУ ВШЭ провел исследование, посвященное комплексной модернизации старых российских школ. В частности, речь шла об изменениях их внутреннего пространства. Эксперты из ВШЭ привлекли к работе архитекторов, которые предложили решения, уместные в условиях сохранения существующих границ и капитальной планировки зданий. Специалисты Школы дизайна НИУ ВШЭ разработали концепции, позволяющие максимально использовать имеющиеся площади в соответствии с запросами современного образования на разные формы обучения – групповые, индивидуальные, поточные.
Пространства современной школы в зависимости от ситуации легко трансформируются в лекционный или игровой зал, все помещения благодаря современным технологиям могут использоваться для преподавания любого предмета. Специальные условия и оборудование нужны только для кабинетов физики и химии. «Сейчас пространство типовых советских школ используется крайне неэффективно, – рассказывает замруководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова. – Огромные коридоры представляют собой транзитные зоны, в которых исключена какая-либо активность, многие помещения и вовсе пустуют. Мы собрали некоторые практические рекомендации, которые каждая школа по желанию сможет адаптировать под себя». Сейчас сотрудники НИУ ВШЭ работают над проектом по брендингу образовательных учреждений (школ и вузов). Они сравнивают и анализируют логотипы, фирменный стиль, дизайн школ – это позволяет выделиться на фоне остальных.
Частная инициатива
Попытки переосмыслить привычный облик детских садов и школ предпринимают и девелоперы. Так, концерн «Крост» не первый год подключает к работе не только архитекторов, но и психологов. Детский образовательный центр (ДОЦ) в Хорошево-Мневниках совмещает детский сад (на 150 мест) и начальную школу (на 100 мест). В Европе такие комбинированные учреждения широко распространены, в России это пока первый подобный центр. Фасады здания и проект интерьеров разработало норвежское архитектурное бюро 70оN arkitektur as (на конкурсной основе). Цветовые решения выбирали в соответствии с расположением сторон света: южная сторона выкрашена в холодные оттенки, северная – в более теплые. Квадратные окна здания в разноцветных рамах расположены на разных уровнях, на подоконниках можно сидеть. Сезонный сад во внутреннем дворе наполняет пространство всех этажей воздухом и светом.
Во дворе детсада в красногорском ЖК Art в качестве беседок установили деревянные избы с аутентичными фасадами начала XIX в., привезенными из Судиславля Костромской области. Так дети знакомятся с историей русского деревянного зодчества. До конца года «Крост» начнет строительство инновационной школы на 1100 мест на территории ЖК «Новая Звезда» в пос. Коммунарка.
Создание нетиповых проектов детских образовательных учреждений уже доказало свою инвестиционную привлекательность, уверяет Юлия Солдатенкова, главный архитектор проектно-технологического института «Кроста»: «Безусловно, это увеличивает расходы на строительство, но в то же время становится конкурентным преимуществом по сравнению с изжившими себя типовыми постройками». Насколько растет смета, Солдатенкова не уточняет. Другие девелоперы жалуются на нерентабельность подобных проектов, хотя все активнее выводят их на рынок.
В основе архитектурного решения детского сада и школы в ЖК «Микрогород «В лесу» (Красногорский р-н, девелопер Rose Group) от бюро Speech – образ разноцветных кубиков, произвольно рассыпанных по полу. В каждом «кубике» – две ячейки, расположенные одна над другой. Состав и параметры ячейки стандартные: спальня, игровая, гардероб и туалет нормативных размеров. Но каждый «кубик» выкрашен в свой цвет. «Кубики» разделены прозрачными объемами лестниц, поэтому холл воспринимается как внутренний двор, окруженный разноцветными фасадами. Окна имеют разную форму и расположены на разной высоте. Школа выглядит значительно строже: отделка фасадов терракотовой плиткой и белые рельефные обрамления окон – парафраз на тему викторианских английских школ из красного кирпича с деталями из известняка.
ГК ПИК в этом году открыла детский сад и школу в ЖК «Большое Кусково», также разработанные по индивидуальным проектам. У детсада необычная геометрия: закругленные углы здания, графичные фасады, узкие вытянутые окна. Проект получил несколько архитектурных премий.
Девелоперская компания «Сити XXI век» начала подготовку к строительству в подмосковном Видном школы на 550 мест со стадионами и современной спортивной инфраструктурой. Три ее корпуса будут вписаны в природный ландшафт с перепадами высот, что предполагает более сложный технический проект. Младшие классы планируется почти полностью отделить от старших и средних: для них будет отдельный вход, внутри пересечение потоков также будет минимизировано. На учебном корпусе запроектированы некоторые элементы жилого дома, например прямоугольные эркеры. Более половины земельного участка под школой отведено под спортивную инфраструктуру. «Образовательные учреждения становятся центром общественной жизни всего микрорайона, – говорит руководитель проектов «Сити XXI век» Валерий Железняков. – В Видном, например, местные жители могут пользоваться школьными стадионами, когда там нет занятий».
Нормативные ограничения
Проектировщики жалуются на ограничения, которые не позволяют реализовывать яркие идеи в полной мере. Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН), на территории общеобразовательных организаций не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского назначения – водо-, тепло- и электроснабжения, канализации. Кроме того, согласно сводам правил по строительству (СП 42.13330.2011) границы образовательных школ и детских дошкольных учреждений должны располагаться на расстоянии не менее 25 м от гаражей и открытых автостоянок. Соблюсти все эти нормы в условиях плотной городской застройки, особенно в Москве, сложно.
Сколько в школу
В новом учебном году в московские детские сады, школы и колледжи будет ходить более 1,3 млн детей: около 400 000 дошкольников, более 850 000 школьников и 60 000 студентов колледжей, сообщает портал mos.ru. Всего в столице работает 796 образовательных организаций
Еще одна сложность связана с запретом оборудовать помещения для пребывания детей на цокольных этажах. Согласно СанПиНу окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Западная сторона полностью исключается, из-за чего трудно привязать нестандартный проект школы к конкретной территории.
«У нас, как и у других застройщиков, одно пожелание – чтобы город предоставлял отдельные площади под образовательные учреждения, не ограниченные застройкой, коммуникациями, парковками и проч., тогда им будет где разгуляться, – говорит Солдатенкова. – По нормативам школа должна располагаться на территории в 3 га, садики – 0,4 га. Вписать и школу, и садик, и жилые корпуса в выделенную территорию застройки бывает крайне непросто даже при квартальной застройке».
Согласование нестандартного проекта школы или детского сада занимает около семи месяцев, говорят архитекторы, в то время как типовой проект требует только привязки к территории. Изменить ситуацию могут расширение полномочий местных органов самоуправления и запрос самих жителей на качественные социальные объекты. По принятой сегодня практике объекты образования, не имеющие на старте задания от оператора, проектируются по умолчанию на основе типовой программы. «Типовые программы разработаны для школ на Х, Y и Z мест, «шаг» довольно крупный, – говорит директор по проектированию Rose Group Сергей Крючков. – Это исключает возможность «тонкой подстройки» под нужды конкретного места. Так что первичные проблемы – это пассивность населения и нежелание властей инициировать общественную дискуссию. Практика показывает, что школы с активной позицией отлично умеют добиваться для себя хороших проектов».
Мобильный класс
Мобильность и многофункциональность становятся главными трендами в дизайне современных детских учреждений, рассказывает совладелец студии интерьеров Jazzberry Лилия Лобанова, соавтор дизайн-проекта одного из московских образовательных центров для детей и подростков. «Сейчас все отказываются от стандартной расстановки столов и стульев, – говорит дизайнер. – Мебель должна быть такой, чтобы при желании ее можно было быстро поставить рядами для лекции, группами – для проведения воркшопа или вовсе убрать из помещения. А на смену скучным школьным доскам приходят специальные маркерные покрытия, которые можно наносить на все стены в классах и даже на мебель».
Еще одна обязательная составляющая современной школы – островки тишины, места, где можно посидеть с книгой или планшетом, поболтать с друзьями: ниши, пуфы, скамейки, а не только знакомые всем с детства подоконники. В качестве одного из удачных образцов Лобанова приводит начальную школу для детей разных национальностей в Лондоне. Авторы проекта провели несколько семинаров с детьми и учителями, чтобы понять, какую среду они хотят там создать. В результате в здании викторианской эпохи недалеко от центра Лондона появилась школа с абсолютно современным дизайном. Автор идеи Гэвин Хьюз спроектировал учебные классы, в которых дети сначала сидят на мягких пуфах или просто на полу, когда слушают учителя во время урока, потом перемещаются в двухместные «кабинки» для индивидуальной работы, а для группового общения есть круглые столики. В классах много света, воздуха и ярких красок – дизайн, абсолютно лишенный академичности и назидательности