Москва на дорогах не экономит

Городское правительство может провести до конца года торги на 80 млрд рублей
Федеральные расходы на новое дорожное строительство в этом году заморожены, а московские – лишь чуть снижены
Федеральные расходы на новое дорожное строительство в этом году заморожены, а московские – лишь чуть снижены / М. Стулов / Ведомости

До конца 2015 г. департамент строительства Москвы планирует провести торги и начать строительство крупных дорожных объектов, рассказал «Ведомостям» его руководитель Андрей Бочкарев. Инвестиции в них могут достичь 80 млрд руб., допустил он, оговорившись: еще не все проекты прошли экспертизу, так что их окончательная стоимость не определена.

Самая крупная из строек запланирована в новой Москве – это второй этап реконструкции автодороги А101 Москва – Малоярославец – Рославль до границы с Белоруссией (от 20-го до 49-го км). Предстоит построить и реконструировать 25,1 км дорог, построить семь эстакад и мостов, восемь надземных и три подземных пешеходных перехода. По грубым подсчетам, все эти работы могут обойтись московскому бюджету в 20 млрд руб., знает близкий к мэрии источник. Сейчас ведется первый этап реконструкции автодороги стоимостью 18,26 млрд руб.: ИФСК «Аркс» работает на участке от 20-го до 29-го км. Будет ли «Аркс» участвовать в новом конкурсе, зависит от его условий, сказал представитель компании.

Кроме того, на торги планируется выставить несколько дорог, которые свяжут разные районы Москвы. Появится связка между Липецкой улицей и улицей Красного Маяка: предстоит построить и реконструировать 6,76 км дорог, построить две эстакады, пешеходные переходы. Новая дорога свяжет Бутово и Видное (от Киевского шоссе до Калужского): нужно построить и реконструировать 17,6 км дорог, проложить девять путепроводов и три тоннеля. Уже объявлены торги на строительство участка от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта (начальная цена – 5,1 млрд руб.): проект предусматривает строительство почти 5 км дорог и боковых проездов, эстакады.

Прорабатывается также около 20 проектов поперечных связок между крупными вылетными магистралями, говорит Бочкарев. Также в планах выставить на торги участок автодороги от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе (продолжение платной трассы Москва – Петербург), проект развития улично-дорожной сети на территории ЗиЛа, железнодорожные переезды и т. д.

Федеральные дорожные стройки подпали под сокращение: конкурсы на вновь начинаемые объекты приостановлены по поручению российского вице-премьера Аркадия Дворковича, гласит отчет Минтранса. А Москва инвестиции в дорожное строительство сокращать не планирует, говорит Бочкарев. Бюджет города пока позволяет не экономить: доходы растут (во II квартале 2015 г. +13,8% к тому же периоду 2014 г.), на счетах города рекордные остатки – 508,4 млрд руб. против 387,4 млрд год назад. Пока Москва – крупнейший заказчик, подтверждает сотрудник крупной строительной компании.

В московском дорожном строительстве особенно активно участвуют «Мостотрест» (строят Северо-Западную хорду, часть Северо-Восточной хорды, от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе), «Аркс» (первый этап реконструкции трассы А101, реконструкция Волгоградского проспекта), «Ингеоком» (реконструкция Рязанского проспекта, ряд проектов в Московском метрополитене), МИСК (развязка на пересечении МКАД с Ленинским проспектом). «Мостотрест» изучит тендерную документацию, обещает его представитель. Для «Ингеокома» участие в новых тендерах – это «сохранение портфеля заказов и возможность работать дальше», говорит его представитель. Он рад, что Москва не сокращает строительство – на рынке сохранятся подрядчики.

Ежегодно Москва расходует на дорожное хозяйство (ремонт и строительство) около 100 млрд руб., говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. В 2015 г. бюджет предусматривает небольшое снижение – примерно до 80 млрд руб.: возможно, из-за того, что снижаются поступления по акцизам на нефтепродукты, за счет которых формируются региональные дорожные фонды, предполагает Вартапетов. Но расходы по статье «транспорт» растут: совокупные вложения в развитие транспортной системы (дороги плюс транспорт) в 2015 г. составят почти 350 млрд руб. Их доля в общих расходах Москвы увеличится за пять лет вдвое – примерно с 11% в 2010 г. до 22% в 2015 г.

Сейчас в Москве ведется несколько дорожных проектов на общую сумму около 400 млрд руб., рассказывал недавно вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин: достраиваются участок четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, участок Северо-Восточной хорды (от Измайловского шоссе до Щелковского) и т. д. «Все самые большие и сложные дорожные стройки», по словам Хуснуллина, планируется завершить до 2018 г. После этого власти сфокусируются на новой Москве и внутрирайонных связках.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия).