Дома в Подмосковье строят так же, а покупают намного меньше
С прошлого года спрос на новостройки в Московской области сократился на 40%, говорят девелоперыБольше покупать стали с марта – апреля, когда заработали ипотечные программы со льготной ставкой, соглашается Андрей Пучков, гендиректор Urban Group: «Если в январе в нашей компании было зафиксировано 167 продаж, в феврале – 149, то начиная с марта, когда появилась субсидированная ипотека, объемы продаж выросли до 384 квартир, а в апреле – 381». У ФСК «Лидер» к маю объем сделок по ипотеке в Московском регионе превысил 50% от общего числа продаж. Впрочем, добавляет Мария Литинецкая, гендиректор «Метриум групп», в июне продажи несколько снизились. Она объясняет это сезонностью: летом покупатели традиционно вялые. Денис Бобков добавляет, что весна «вымыла» спрос тех клиентов, кого отпугивали высокие ставки по ипотеке, существовавшие в начале года.
Почти 2,1 млн кв. м жилья ввели в Московской области за январь – май 2015 г., что сопоставимо с показателями аналогичного периода 2014 г. (2,11 млн кв. м), сообщила пресс-служба заместителя председателя областного правительства Германа Елянюшкина. Как и в прошлом году, почти треть учитываемых в статистике объемов пришлась на долю индивидуального жилья: 596 000 кв. м. Многоквартирных домов построено на 1,5 млн кв. м. Незначительное снижение объемов ввода в Подмосковье опрошенные «Ведомостями» аналитики объясняют большой инерционностью отрасли: от момента начала стройки до ее окончания может пройти около года (если строится панельный корпус) или даже более (если возводится монолит). Полтора года в среднем занимает подключение объектов к сетям. Герман Елянюшкин сообщил, что новых разрешений на строительство жилья в этом году выдано на 2,1 млн кв. м. В основном площадь новых объектов – 10 000–20 000 кв. м и это – следующие корпуса уже строящихся микрорайонов, уточнила пресс-служба областного министерства строительства.
На совещании в стройкомплексе Подмосковья, прошедшем 24 июня, девелоперы признали, что в текущем году их продажи снизились в среднем на 40%. Но ситуация могла бы быть еще хуже, если бы не господдержка ипотечного кредитования. «Вплоть до марта показатели продаж в новостройках в сравнении с аналогичным периодом прошлого года были ниже на 30%, – говорит аналитик ОПИН Денис Бобков. – Однако в апреле 2015 г. мы наблюдали рост числа сделок – в частности количество инвестиционных покупок увеличилось в два-три раза, «забирая» нереализованный спрос 2015 г.».
В мае девелоперы начали увеличивать размер предлагаемых скидок, наблюдали риэлторы «Инком-недвижимости». Дисконт достигал 10–12% и практически не зависел от ликвидности объекта и интереса к нему покупателей: застройщики «прощупывали» уровень спроса. К июню застройщики стали прекращать действие скидок и спецакций, переориентировавшись на рассрочку и программы собственного субсидирования ипотеки в дополнение к мерам государственной поддержки. «Urban Group запустила проект военной ипотеки, – рассказал Пучков. – Область помогла: были снижены требования к степени готовности продаваемых по такой схеме объектов с 50 до 30%».
К тому же «беспрецедентно щедрые бонусы», говорит Юлиан Гутман, директор департамента новостроек «Инком-недвижимости», стали отпугивать потенциальных клиентов, вызывая сомнения в ликвидности проектов и перспективах своевременного завершения строительства. Сейчас, по его словам, средний размер скидок составляет 3–5% при полной оплате и 2–4% – при приобретении жилья с помощью ипотеки. Каждая четвертая покупка в экономсегменте, по подсчетам «Инкома», осуществляется сейчас с привлечением ипотечных средств.