Государство должно платить компенсацию добросовестным приобретателям жилья

Такое решение принял Конституционный суд
Государство должно платить компенсацию добросовестным приобретателям жилья
Государство должно платить компенсацию добросовестным приобретателям жилья / Интерпресс / PhotoXPress

Государство должно платить компенсацию добросовестным приобретателям жилья, которые лишились его из-за расторжения сделки по независящим от них причинам, решил Конституционный суд.

Он признал не соответствующей конституции норму закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая вынуждает добросовестных приобретателей недвижимости для получения компенсации доказывать недобросовестность регистрационного органа. Такое решение вчера было опубликовано на сайте суда. Поводом для проверки стали жалобы двух жителей Мурманска, которые в 2010 г. приобрели квартиру у частного лица. Всего лишь через год эта сделка была признана недействительной, и заявители были вынуждены расстаться с квартирой, хотя с их стороны никаких нарушений закона допущено не было (т. е. они являлись добросовестными приобретателями). Одновременно суд обязал недобросовестного продавца квартиры вернуть покупателям внесенные ими деньги, однако за последующий год приставам так и не удалось их взыскать. В соответствии с оспариваемой нормой заявители в такой ситуации могли бы рассчитывать на компенсацию от государства в размере до 1 млн руб. Но суды отказались применить ее, сославшись на отсутствие нарушений закона в действиях регистрационного органа. Теперь это решение должно быть пересмотрено, решил Конституционный суд.

В постановлении Конституционного суда говорится, что данное положение закона при принятии рассматривалось как инструмент государственной защиты жилищных прав и стимулирования рынка жилья. Но на практике она получила противоречивую трактовку. В немалой степени этому способствовало отсутствие подзаконного акта (правительство не может принять его на протяжении уже более чем 10 лет). Тем самым спорное положение не отвечает критериям ясности и недвусмысленности.