«Нужно сбросить лишний жир»
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин о том, какие возможности дает кризисМосква продолжит делать то, что делала предыдущие четыре года. В первую очередь – создавать привлекательные условия для инвестиций в экономику города. По максимуму сокращаем бюрократические процедуры. Например, сегодня всю разрешительную документацию можно получить в электронном виде. Сокращение количества госслужащих, которое идет в правительстве Москвы, в том числе направлено на то, чтобы меньше осталось звеньев, влияющих на принятие решений. Некоторые любят говорить, что чиновники плохо работают. Но вот у нас в зале есть международные инвесторы. Скажите, пожалуйста, в каком еще мегаполисе мира (кроме Сингапура) быстрее, чем в Москве, можно оформить разрешение на строительство – когда от идеи до начала строительства проходит шесть месяцев? Скажите, и я туда поеду учиться.
Время покупать
В кризис люди предпочитают вкладывать деньги в недвижимость и считают ее одним из самых надежных вложений. Если проанализировать ее стоимость начиная с 90-х гг. прошлого века и до сегодняшнего дня, то увидим, что она росла из года в год даже в валюте. Каждые 3–5 лет стоимость отыгрывалась. Совершенно ясно, что нужно вкладываться в жилую недвижимость, стоимость свою она не потеряет. Кроме того, у Москвы есть очень серьезное конкурентное преимущество перед другими мегаполисами: у нас огромный неудовлетворенный спрос на жилье. Наверное, уже не стоит ждать ажиотажного спроса, как в декабре, но пройдет какое-то время – и квартиры начнут активнее продаваться. Это касается и коммерческой недвижимости. Какое-то время будет избыток офисов, торговых центров, но потом спрос восстановится. Дело времени. А для иностранцев ситуация вообще очень выгодная: из-за изменений курсов валют цена покупки для них почти вдвое ниже.
Марат Хуснуллин
Родился в 1966 г. В 1990 г. окончил Казанский финансово-экономический институт. В 1997 г. – гендиректор строительной торгово-промышленной фирмы «Ак барс». В 1999 г. – заместитель гендиректора ГУП «ПЭО «Татэнерго». В 2002 г. – министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана. В 2010 г. назначен заместителем мэра Москвы Сергея Собянина.
Жилье в приоритете
Компенсация процентной ставки за ипотечные кредиты правительством РФ позволит развивать жилищное строительство. Для Москвы это как было одним из самых приоритетных сегментов, так и останется. В Москве выдано ипотечных кредитов на 530 млрд руб., т. е. это деньги, которые население вложило в недвижимость. Остатки денег на счетах населения на депозитах составляют в целом по стране 7 трлн руб. Фактически это потенциал для дальнейшего строительства жилья в России.
Понимая, что доходы в жилой недвижимости достаточно высокие, мы предлагали инвесторам при выдаче разрешений на строительство строить не только жилье, но и определенный объем торговой и офисной недвижимости. Это было до кризиса. По сути, инвесторы перекладывали часть прибыли от жилья в другую, менее ликвидную недвижимость. Эта политика была эффективной: если проанализировать ввод недвижимости в Москве, то где-то 3,2–3,3 млн кв. м – это жилье, все остальное (больше 5 млн кв. м) – это недвижимость, которая дает рабочие места. Сегодня, когда ситуация несколько усложнилась, мы не делаем инвесторам таких ограничений и идем навстречу, если они хотят изменить функциональное назначение проектов.
Бизнес заработает лучше
Если сравнить нас по вводу торговой недвижимости с 12 мегаполисами, с такими как Лондон, Нью-Йорк, Шанхай, Пекин, то за последние пять лет мы стабильно находимся на 3-м месте. Хорошие темпы по вводу офисной недвижимости: за четыре года ввели 3 млн кв. м. Понятно, что доходность в области коммерческой недвижимости сейчас несколько упадет. И мне, как руководителю стройкомплекса, интересы наших строителей, конечно, важны. Но если посмотреть с точки зрения пользы для города, то снижение офисной аренды – это благо: снизятся издержки на ведение бизнеса.
С другой стороны, кризис – это время новых возможностей. Необходимо, образно говоря, сбросить с себя так называемый лишний жир, посмотреть, что ты делаешь неправильно, увеличить эффективность труда. А то некоторые хотят жить по международным меркам и зарабатывать, как в Америке и Европе, при этом производительность труда остается на прежнем уровне. Так не бывает. Поэтому я надеюсь, что вся эта экономическая ситуация заставит бизнес работать лучше и в конечном итоге мы, безусловно, выйдем на новый качественный уровень.
Потенциал для развития
Важное направление – это развитие транспортной инфраструктуры, создание комфортных условий проживания для горожан. Ежедневно в Москве совершается 15 млн поездок! Люди будут ездить независимо от кризиса, возможно, менее интенсивно из-за влияния кризиса. Город не намерен сокращать инвестиции в эту сферу. За прошедший год мы создали колоссальный задел по строительству метро. В предыдущие три года построено 29 км, 14 станций метро, четыре депо, сейчас одновременно в стройке находится 60 км, 35 станций и несколько депо. Помимо доступности самого метро эта программа даст колоссальный объем развития территорий вокруг новых станций.
Серьезный проект – Малое кольцо железной дороги. По сути, это наземное метро – 54 км с 32 транспортно-пересадочными узлами (ТПУ). Сейчас это территория, проходящая по промзонам. В будущем будут благоустроенные районы. В прошлом году мы ввели порядка 90 км дорог (в текущем планируем 88 км), 22 искусственных сооружения. В числе таких сооружений, например, пятиуровневая Бусиновская развязка, которая сама по себе является огромным инженерным сооружением. До сих пор мы разрабатывали градостроительную документацию на еще одну масштабную программу – ТПУ. В этом году планируем предложить рынку уже конкретные площадки под ТПУ в разных вариантах решений: и на конкурсах, и для совместного участия, и в любых других механизмах. В марте мы утвердили территориальную схему развития новой Москвы, это 100 млн кв. м недвижимости на 35 лет вперед. Все эти проекты несут в себе огромный градостроительный потенциал. Если где-то что-то не получается, мы в ручном режиме готовы всем инвесторам помогать.
Автор – заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства