NYT: Торговые центры Москвы превратились в города-призраки
Средняя зарплата москвича снизилась до $900, а галереи ТЦ опустелиТорговые центры Москвы пустуют, они превратились в настоящие города-призраки: многие магазины в галереях закрыты, мимо них бродят немногочисленные посетители, которые не готовы расставаться с деньгами. Таков эффект санкций, введенных странами Запада в отношении России из-за конфликта с Украиной, и снижения цен на нефть, заключает The New York Times. В качестве примера газета приводит крупнейший в Европе ТРЦ "Авиапарк", который открылся в Москве в ноябре 2014 г.
В "Авиапарке", который построили структуры Аркадия Ротенберга (235 000 кв. м арендопригодной площади), открылся многозальный кинотеатр с экраном в 17 этажей, есть 20-метровый аквариум. «Но ранним вечером здесь немноголюдно, у витрин магазинов American Eagle Outfitters, Adidas и H&M посетители есть, но покупки теперь совершаются редко. В галереях много не занятых арендаторами площадей. Шеф ресторана "Сбарро" точит нож в ожидании клиентов», – передает корреспондент издания.
Многие годы москвичи свободно тратили свои деньги в торговых центрах. Производители брендов класса люкс и товаров средней ценовой категории один за другим открывали свои магазины в российской столице. Ни один торговый центр, каким бы большим он ни был, не мог удовлетворить спроса. В последние годы в Москве было построено несколько ТРЦ, которые в свое время становились самыми большими в Европе: это «Мега Белая дача», Vegas.
На 70% площадей заключены договоры аренды, но пока реально открыто около половины магазинов. "На момент запуска торгового центра уверенность ритейлеров в российском рынке была близка к нулю", – цитирует газета руководителя "Авиапарка" Максима Стерлягова.
Многие производители пересматривают свою стратегию в России. Газета приводит в пример закрытие флагманского магазина Zara на Тверской улице, изменение планов компании Inditex. Россияне также не готовы теперь оставлять свои средства в магазинах. По информации издания, в Москве средняя зарплата снизилась до $900 с $1700, которую получали жители города еще в 2013 г. «Когда у людей есть деньги, они идут в ТЦ, когда денег нет, они отправляются на рынок, там дешевле», – цитирует корреспондент издания одного из посетителей "Авиапарка" Гаджи Магомедова, которому «перестало хватать средств буквально на все».
Впрочем, если брать все столичные торговые центры, то ситуация там выглядит не столь удручающей. По данным JLL, общая доля вакантных площадей в I квартале 2015 г. составила в среднем 6,5% (за квартал выросла на 0,5%). При этом, говорили ранее опрошенные «Ведомостями» консультанты, новые магазины сейчас открываются заполненные менее чем на треть. Эта ситуация отчасти объясняется не только кризисом в российской экономике, но и рекордным вводом торговых площадей. По данным Cushman & Wakefield, в IV квартале 2014 г. на рынок выведено 411 700 кв. м новых площадей, что является абсолютным рекордом за всю историю сегмента. В первые три месяца 2015 г. было введено еще 235 000 кв. м (например ТЦ "Колумбус" на 136 000 кв. м). Всего до конца года девелоперы заявили ввод свыше 850 000 кв. м, однако, по оценке JLL, скорее всего, реальный результат будет почти вдвое ниже.