Как подешевело строительство столичного метрополитена

Московские власти впервые сообщили, как будет распределен почти 1 трлн руб., назначенный на строительство метро. Дороже всех - вторая кольцевая линия: 380 млрд руб.
Стоимость работ зависит от их сложности, но в среднем сокращается
Стоимость работ зависит от их сложности, но в среднем сокращается / Михаил Джапаридзе / ТАСС

К концу 2020 г. протяженность линий московского метро увеличится в 1,5 раза: добавится более 160 км линий и 78 станций (13 из них уже открыто, введено 26 км). Это позволит снизить нагрузку на действующую сеть и обеспечит шаговую доступность метро 93% жителей Москвы.

В адресной инвестиционной программе Москвы (АИП) на 2014-2017 гг. указана предельная стоимость строительства метро (документ будет принят в декабре вместе с бюджетом Москвы, см. врез). Стоимость всех работ, по данным АИП, составит 970,7 млрд руб. «Это лимиты, а не стоимость контрактов. В АИП указана предельная цена, которая корректируется после выхода проекта из экспертизы и по результатам торгов», - комментирует заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин.

Самые дорогие

Самой дорогой линией станет Третий пересадочный контур (ТПК), который сформирует второе кольцо московского метро: примерно 380 млрд руб. ТПК протяженностью около 58 км (28 станций) пройдет по окраинам столицы и пересечет все радиальные линии. Новым кольцом будет пользоваться около 1 млн человек в день, для многих отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Проект разделен на пять участков, стройка идет только на одном - от «Нижней Масловки» до «Делового центра» (12,2 км, пять станций). В АИП на него заложено 83,67 млрд руб. Первый участок заработает в 2016 г., замкнется кольцо в 2020 г.

Следующий масштабный проект - Калининско-Солнцевская линия (заложено 181 млрд руб.; около 29 км, 15 станций), которая станет продолжением существующей желтой ветки метро от станции «Третьяковская» и свяжет центр Москвы с присоединенными территориями. Ввод западного участка этой линии улучшит транспортное обслуживание более 600 000 жителей районов Раменки, Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, а также поселков в новой Москве, говорит Хуснуллин, снизится и нагрузка на юго-западный участок Сокольнической линии. Строительство Калининско-Солнцевской линии разбито на четыре этапа: три уже в работе, подрядчик на участок от «Третьяковской» до «Делового центра» еще не определен.

Среди крупных проектов также Кожуховская линия от ст. м. «Нижегородская улица» до «Некрасовки» (15,2 км, 119 млрд руб.) и участок Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной Рощи» до «Селигерской (10,3 км, 72 млрд руб.). С вводом Кожуховской линии появится радиальная линия, которая разгрузит фиолетовую ветку. После ввода шести новых станций Люблинско-Дмитровской линии 0,5 млн жителей Северного и Северо-Восточного округов будет проживать в зоне действия метрополитена. Этот участок метро считается одним из самых сложных - работы ведутся на глубине 60 м.

Еще одна крупная статья расходов в АИП - строительство электродепо, всего их будет 12, лимит - 74,8 млрд руб. Например, для заезда в депо на Люблинско-Дмитровской линии нужно построить дополнительно 2 км линий.

Как экономят

На конечную стоимость влияют количество станций, количество выходов из станций, глубина залегания линий, говорит Хуснуллин. Московские чиновники неоднократно заявляли, что стоимость строительства столичной подземки снизилась на 25-30%, а скорость работ увеличилась.

«Указанные в АИП цифры помимо стоимости самих строительно-монтажных работ включают затраты на проектно-изыскательские работы, освобождение территории, перекладку инженерных коммуникаций, подключение воды, электроэнергии и т. д. На них может приходиться до 40% затрат», - рассказывает руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев.

Пропорции весьма относительные, комментирует один из подрядчиков строительства метро.

Проектные работы в среднем обходятся в 1-3% от общей стоимости, поставка оборудования (эскалаторы, автоматические системы, железнодорожное полотно и т. д.) - в 15-25%, строительно-монтажные работы - в 60-75%, плюс расходы на освобождение площадки. «При планировании размещения станций не всегда есть четкое понимание затрат на освобождение территорий: где-то удается договориться, где-то приходится судиться», - говорит Бочкарев. Например, владелец недвижимости около депо «Лихоборы» требует более 1 млрд руб., а Москва готова заплатить 600 млн руб., рассказал другой московский чиновник.

Прежде строительство 1 км метро (с поправкой на инфляцию) стоило порядка 7 млрд руб., говорит Бочкарев, теперь - не более 4,5 млрд; станции мелкого заложения обходятся в 4,5 млрд, глубокого - в 7 млрд руб. «Москва действительно оптимизирует расходы, - говорит гендиректор «Объединения «Ингеоком» Сергей Кидяев. - Стоимость строительно-монтажных работ сократилась на 25-30%, метростроители работают с доходностью не более 15%». Раньше станция глубокого заложения с 1 км примыкающих линий (на подъезде к станции - максимум инфраструктуры метро) стоила 15-17 млрд руб., сейчас - около 10 млрд, знает он. Но на стоимость влияет сложность. Один из самых дорогих участков в АИП (в пересчете на 1 км пути) - от «Делового центра» до «Парка Победы»: на 3,5 км заложено 17,4 млрд руб. «Парк Победы» - самая глубокая станция в Москве, - поясняет Кидяев («Ингеоком» - генподрядчик). - Мы прошли два тоннеля под Москвой-рекой, не закрывая движения в «Москва-сити». И построили оборотные тупики длиной 600 м, чтобы после конечной станции поезд проехал дальше и развернулся».

В программе развития транспортной системы Москвы указано, что затраты на метро до 2020 г. составят 1 трлн руб. из городского бюджета, а 163 млрд вложат частники. Ранее объявлялось, что китайские госкомпании CIF и CRCC готовы вложить $2 млрд в строительство новой ветки на Юго-Западе. О намерении инвестировать около 40 млрд руб. сообщала и компания Вадима Мошковича «Масштаб».