За три года Московская область вложит в транспортную инфраструктуру 77 млрд рублей

К 2018 г. Московская область намерена вложить в транспортную инфраструктуру 77 млрд руб. Требуется около 200 млрд руб. Разницу, надеются чиновники, возместит частный бизнес
Петр Иванов, заместитель председателя правительства Московской области
Петр Иванов, заместитель председателя правительства Московской области / Д. Абрамов / Ведомости

Петр Иванов, заместитель председателя правительства Московской области, убеждает инвесторов, что они смогут заработать на дорожных проектах в Подмосковье. К 2018 г. область намерена построить за счет бюджета 85 объектов соответствующей инфраструктуры. Еще 50 объектов власти готовят к конкурсам на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

Московская область

Общая площадь - 44 340 кв. км. Экономически активное население - 4,1 млн человек. Население - 7,14 млн человек. Объем инвестиций в основной капитал в 2013 г. - 574,6 млрд руб. Иностранные инвестиции - $6,3 млрд ($1,7 млрд - прямые).

- Программа «Дороги Подмосковья» будет выполнена в полном объеме?

- Ею предусмотрено строительство 85 объектов до 2018 г., бюджет - 77 млрд руб. Это средства федерального и регионального бюджетов. Но мы рассматриваем строительство транспортных объектов и на внебюджетные средства: платных путепроводов, платных магистралей на основе ГЧП. Для этого проведен анализ всех одноуровневых пересечений автомобильных дорог и железнодорожных путей - их более 400, после детальной проработки из них отобрали 50. В конце октября станет известно, что мы будем выставлять на конкурс на условиях ГЧП. Проект должен быть технически эффективен и экономически привлекателен. Должен быть обеспечен альтернативный бесплатный проезд. И мы должны обещать инвестору определенный автомобильный поток. При разумной цене проезда вложения должны вернуться в течение 26 лет.

- Разумная цена - это сколько?

- Есть оптимистичная - 30 руб. за легковой автомобиль и 50 руб. за грузовой и пессимистичная - 40 руб. за легковушку.

- Где будут первые платные путепроводы?

- В основном на самых напряженных участках, где в пиковое время с 6 до 10 утра переезды закрыты до трех часов. Чем ближе к Москве, тем больше автопоток, тем инвестиционно привлекательнее проект, но тем выше стоимость изъятия участков.

- Есть желающие вкладываться на 26 лет?

- Это реальные условия. Например, концессия на платный участок в обход Одинцова заключена на 32 года.

- В ваших расчетах фигурировала цифра в 200 млрд руб. необходимых инвестиций на дороги. Откуда она взялась?

- Когда ее заявляли, имели в виду и объекты, не обеспеченные финансированием. Сейчас они в госпрограмме указаны без стоимости. Если появятся дополнительные средства - будем строить.

- Девелоперы заявляют, что уже строят дороги вместо государства.

- Я думаю, девелоперы очень хорошо понимают, что именно они строят. В основном это внутриквартальные дороги и подъездные пути к их же микрорайонам. Это не вылетные магистрали или хорды, а то, что они должны сделать по инвестпроекту.

- Проект консорциума во главе с ГК «Мортон» по строительству легкого метро не является частью жилых проектов.

- Они взяли на себя обязательства по строительству ветки Бутово - Дрожжино - Расторгуево. «Мортон» объединил 14 компаний, которые возводят жилые районы на прилегающих территориях, и они готовы взять обязательства по строительству легкорельсового транспорта и обеспечению транспортной доступности. Проект планировки территории уже заказан. Мы видим, что проект идет, финансирование подтверждено. Это ведь в интересах девелоперов. Они даже выделили 5 га для трамвайного депо на своих землях. И этот проект имеет все шансы стать первым опытом ГЧП по строительству скоростного трамвая в Московской области.

- Застройщики уверены, что дороги должно строить государство.

- Они, значит, будут на продаже жилья деньги зарабатывать, а правительство - их инфраструктурой обеспечивать? Мы считаем, что девелоперы должны быть заинтересованы в строительстве не только жилья, но и социальной и транспортной инфраструктуры. Инвесторам это важно, просто они, видимо, еще не до конца это понимают.

У нас есть новые районы в области: выехать невозможно, ни школ, ни садов, ни спортплощадок, просто стены в чистом поле. Но люди, увидев цену в 50 000 руб. за 1 кв. м, покупают там квартиры. А потом начинают митинговать и писать жалобы. Чтобы из Павшинской поймы появился пешеходный мост через Москву-реку к ст. м. «Мякинино», потребовалось личное вмешательство губернатора Андрея Воробьева. А при формировании инвестконтракта по строительству в Одинцовском районе Новой Трехгорки транспортные обязательства инвестора не были юридически грамотно зафиксированы. В результате ничего из того, что обещали покупателям, не было сделано. И сейчас эти проблемы решают подмосковные власти.

Новой Трехгорки или Павшинской поймы в Подмосковье больше не будет. Если застройщик хочет осуществить жилой проект, он должен согласовать транспортную схему, объяснить, как и где будут выезжать жители из этого микрорайона.

- В таких сверхплотных городах, как Химки, Балашиха, Красногорск, что можно сделать для улучшения транспортной доступности?

- Вы наступаете на самые больные места. Но Химки еще один из самых благополучных в этом перечне городов. До конца года будет введен участок трассы Москва - Петербург до «Шереметьево», он существенно снизит нагрузку на Ленинградское шоссе. Скоростная дорога примкнет к Международному шоссе в 300 м от терминала «Шереметьево». Мы проехали по этому участку за 7 минут. В Химках почти готов проект ветки скоростного трамвая «Стрела» протяженностью 7,2 км от магазина ИКЕА с тремя остановками по пути. Сейчас обсуждается с властями Москвы точка его входа в столицу у ст. м. «Планерная». Эстакада планируется на месте бывшей ЛЭП, это редкий случай, когда земля свободна.

По каждому городу есть предложения по улучшению транспортного обслуживания.