Состоятельные русские и украинцы в ажиотаже скупают лондонскую недвижимость

В 2013 г. одни лишь россияне вложили в лондонское жилье 180 млн фунтов, в 2014 г. объем инвестиций может быть в четыре раза выше, предсказывают риэлторы
Matthew Lloyd
Matthew Lloyd / Bloomberg

Состоятельные русские и украинцы стали самыми активными покупателями лондонской недвижимости, утверждают британские риэлторы. Таким образом богатые граждане этих стран пытаются легализовать свои средства на случай ареста счетов и международных санкций, которые могут быть применены к русским и украинцам из-за продолжающегося русско-украинского конфликта.

В прошлом году русские покупатели потратили на квадратные метры в британской столице 180 млн футов, оценивает агентство недвижимости Savills. Но в текущем году отток капитала из Москвы в Лондон может быть еще сильнее, считают в Savills. В консалтинговой компании JLL предсказывают, что по итогам 2014 г. россияне могут вложить в лондонскую недвижимость в четыре раза больше, чем в 2013 г. "Богатым русским, как и состоятельным украинцам, Лондон кажется надежной гаванью для сбережения своих средств", - объясняет Адам Чаллис, руководитель отдела аналитики рынка жилья JLL. "Многие наши клиенты из России, которые долгие годы лишь присматривались к местным объектам недвижимости, теперь решились на покупку и активно заключают сделки", - соглашается Рори Скарсбрик, директор Property Vision.

Особенно востребованы у русских и украинцев большие дома на Бишопс-авеню в районе Хайгейт, на севере Лондона. Эту улицу местные риэлторы уже давно прозвали "улицей миллиардеров". Спешка, с которой русские и украинцы перебираются в британскую столицу, поражает Джереми Джи, директора агентства недвижимости Glentree, который специализируется на элитных районах Лондона. Например, сейчас он ведет дела двух "очень серьезных покупателей" из Украины, которые хотят побыстрее обосноваться здесь и перевести свои семьи. Оба клиента будут оформлять дома на компании, говорит Джи.

По словам Чаллиса, в британском казначействе крайне удивлены тем, какое количество объектов недвижимости сейчас оформляется в собственность офшоров. Налоговые консультанты и риэлторы говорят: новые собственники квадратных метров в британской столице осторожничают, в нынешней ситуации они не готовы афишировать свою личность в сделках купли-продажи британского жилья. Чарльз МакДауэлл, агент, который подыскивает недвижимость для состоятельных покупателей, утверждает, что сделки с участием юрлиц в последнее время крайне популярны, так как это гарантирует, что на данные объекты будет трудно наложить арест, само британское законодательство будет их защищать. "Сейчас у нас огромный поток клиентов из Восточной Европы, особенно из России. Русские очень опасаются усиления санкций", - говорит он. Информация кадастра публичная, поэтому многие олигархи и скрываются за офшорами, продолжает Майкл Моррис, партнер в юридической Collas Crill, расположенной на Нормандских острова, который оказывает консалтинговые услуги покупателям недвижимости.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон намерен бороться с "завесой тайны", которая покрывает многие сделки купли-продажи недвижимости в стране и не способствует уплате налогов и борьбе с коррупцией. Недавно правительство анонсировало изменения в регистрации сделок, которые обяжут офшоры раскрывать конечных бенефициаров. А

на британских агентов недвижимости возложат дополнительные обязательства: они должны будут информировать о всех подозрительных сделках, в которых могут участвовать политики и люди, имеющие тесные связи с правительствами иностранных государств.

Эксперты сомневаются, что эта мера будет действенной. Например, Гэвин Хейман, руководитель антикоррупционной группы Global Witness, уверен, что, пока в земельный кадастр не будет заноситься информация о владельцах офшоров и она не будет доступной, пользы от реформы будет мало. Билл Додуэлл из аудиторской компании Deloitte сомневается, что покупатели недвижимости, стремящиеся к анонимности, будут пользоваться именно британскими компаниями, на которых будет действовать новый закон, чтобы оформить на себя тот или иной объект. Например, более 2 млн компаний ежегодно регистрируются в США, и почти всегда имена учредителей или граждан, которые фактически контролируют эти структуры, не указываются. Участники рынка недвижимости также говорят о том, что идентифицировать все потенциально подозрительные сделки крайне проблематично.

В Великобритании регулировать рынок жилья пытаются и с помощью налогообложения. В 2012 г. Джордж Осборн увеличил налоги для юрлиц - собственников недвижимости, благодаря чему в том же году в казну от компаний поступило в пять раз больше сборов, чем изначально ожидали авторы реформы. Увеличение этого налога прописано и в бюджете на текущий год. "Власти исходят из того положения, что собственность, оформленная на компании, необходима лишь для налоговой оптимизации", - считает Ричард Уайт, руководитель практики недвижимости KPMG. Однако цели у бенефициаров могут быть совсем другими. Например, они не хотят афишировать свою личность или национальность. Такое поведение типично для русских и граждан восточноевропейских стран, уверен он.

Перевела Юлия Петрова