Ленинскому проспекту реконструкция не поможет
Зарубежные эксперты предложили московским властям пересмотреть два крупных дорожных проекта – реконструкции Ленинского проспекта и строительства Северо-Западной хордыФонд «Городские проекты», созданный депутатом муниципального образования Щукино Максимом Кацем и блогером Ильей Варламовым, привлек мировых урбанистов (см. врез) для анализа двух крупных строек – реконструкции Ленинского проспекта и строительства Северо-Западной хорды. Эксперты дали оценку и ответили на вопрос, насколько проекты целесообразны при таких инвестициях, комментирует Кац, они намерены встретиться с городскими властями и показать им доклад. «Ведомостям» удалось с ним ознакомиться.
Ленинский проспект
Проектом реконструкции Ленинского проспекта от МКАД до пл. Гагарина (10,6 км, работы оценивались в 18,67 млрд руб.) предусмотрена организация бессветофорного движения от Третьего транспортного кольца до МКАД при строительстве 10 развязок. Также появятся боковые проезды, шесть пешеходных переходов, выделенные полосы и заездные карманы для общественного транспорта.
Проект нацелен на повышение пропускной способности автомагистрали и скорости транспортного потока, что привлечет еще больше машин, указывают эксперты. А узкое место в виде пл. Гагарина в итоге увеличит заторы. Фактически новый Ленинский проспект станет скоростной магистралью (фривеем), а это шум и загрязнение, говорится в докладе.
Существенно улучшить работу общественного транспорта тоже не удастся, следует из доклада. Физически выделить полосы для автобусов сложно: они будут пересекаться или использоваться другими машинами. Переход через проспект будет занимать больше времени, так как число полос увеличится. Эксперты предлагают свой вариант: запустить на Ленинском легкорельсовый трамвай, который заменит некоторые автобусные и троллейбусные маршруты.
Авторы проекта с критикой не согласны. Фривеев в городе быть не может, говорит сотрудник НИиПИ генплана Денис Власов, участвовавший в разработке проекта: скорость регламентируется правилами дорожного движения. Заторы на пл. Гагарина возможны, но важно, за какое время будет подъезжать к ней транспорт – за час или за 20 минут, отмечает Власов. Вопрос с трамваем власти рассматривали, но отказались от идеи по нескольким причинам: ширина Ленинского не увеличивается, и если запускать трамвай, то пришлось бы вплотную приблизиться к домам; линейный маршрут МКАД – пл. Гагарина не будет востребован. Не принимает Власов и критику в адрес выделенных полос: там, где вероятно возникновение заторов, появятся обособленные боковые проезды.
Северо-Западная хорда
Северо-Западная хорда (29 км, стоимость – более 50 млрд руб.) объединит четыре округа Москвы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Сейчас завершается строительство развязки в районе Сокол, включающей тоннель между ул. Алабяна и Большой Академической.
Этот проект еще более противоречив, чем реконструкция Ленинского, отмечается в докладе. Основная претензия зарубежных экспертов – слишком много транспортных развязок (17), в том числе с использованием бессветофорной схемы. Это заставит троллейбусы и автобусы дополнительно проезжать сотни километров ежедневно, что сделает общественный транспорт непривлекательным для пассажиров и дорогим в эксплуатации. Сотрудник НИиПИ генплана говорит, что такая проблема есть лишь на одном участке – съезд с эстакады на ул. Народного Ополчения, где будет отменен светофор.
Общественному транспорту выделенная полоса не поможет, критикуют проект эксперты: она проходит в зоне пересечения транспортных потоков, автобусам и троллейбусам придется перестраиваться из ряда в ряд. Такой маршрут тоже единственный, говорит сотрудник НИиПИ генплана: на одном из участков маршрута из Щукина до ст. м. «Октябрьское Поле».
Эксперты рекомендуют рассмотреть изменение трассы Четвертого кольца через Щукино вдоль кольцевой железной дороги и строить трамвайные линии. Эти вопросы прорабатывались, дорогу вдоль железной дороги невозможно построить – придется подниматься на путепровод под углом в 90 градусов, говорит сотрудник НИиПИ генплана. Хорда пройдет вдоль Малого кольца Московской железной дороги, делать еще одну железную дорогу нет смысла, считает он.
«Если город тратит огромные средства на дорожное строительство, то трафик должен улучшиться, а население быть довольно. В случае с Ленинским проспектом мы ссоримся с населением, а трафик разгоняется, чтобы застрять на МКАД или площади Гагарина», – говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Хорды Москве жизненно необходимы, но это должны быть абсолютно новые дороги, а не маршруты, которые прокладываются по старым улицам, считает Блинкин.