В Высшей школе экономики активно развивается историческое фехтование на саблях. В 2024 году был создан студенческий клуб по этому виду единоборств, а недавно в атриуме на Покровском бульваре прошел Отрытый кубок НИУ ВШЭ, в котором приняли участие представители 21 университета из разных регионов России — от Крыма до Дальнего Востока — и Республики Беларусь.
Фехтование в культуре университета
В дореволюционной России занятия фехтованием были такой же частью университетской культуры, как библиотеки или студенческие общества. В университетах действовали клубы, где студенты занимались фехтованием, которое часто выступало как отдельная учебная дисциплина. Это считалось важным не только в контексте университетского спорта, но и с эстетической точки зрения, давало возможность приобщиться к культурной традиции и развить важные качества характера.
Михаил Ломоносов брал уроки фехтования во время обучения и прекрасно фехтовал, а после создания Московского университета ввел эту дисциплину в программу для студентов-дворян. Александр Пушкин уже в лицейские годы был лучшим фехтовальщиком в классе (в Мемориальном музее-лицее, расположенном в городе Пушкин рядом со зданием санкт-петербургского кампуса НИУ ВШЭ, хранится его фехтовальная маска и эспадрон). Фехтованием занимался и Михаил Лермонтов, обучаясь в Московском университете, — сначала в стенах университетской гимназии, а потом и самого университета, и тоже в этом преуспел.
«В здании Высшей школы экономики на Покровском бульваре, где раньше размещалась Военно-инженерная академия имени В.В. Куйбышева, тоже занимались фехтованием, причем, скорее всего, именно на том месте, где проходил Открытый кубок по дуэльной сабле», — комментирует проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов.
Историческое фехтование сегодня
В современной России историческое фехтование стало возрождаться в 1980-х годах. Оно отделилось от спортивного, чтобы проводить поединки без электрофиксации (автоматической регистрации уколов и ударов) и не облегчать снаряд. Сабли и рапиры, которые используются в историческом фехтовании сегодня, практически такие же, какими дрались на дуэлях в XVIII–XIX веках. Техника тоже имеет много общего с исторической — современные клубы черпают вдохновение в фехтбуках Нового времени.
Дмитрий Земцов называет фехтование «шахматами в динамике» и «сложным диалогом с противником».
«Как говорит один из моих учителей, есть очень небольшой момент между “рано” и “поздно”, который называется “пора”. Именно его и должен использовать фехтовальщик. Умение выбрать, когда пора действовать, очень помогает в жизни и в управленческой практике. А в фехтовании это основа искусства: клинок быстрый, дистанция больше, чем в рукопашном бою, и важно правильно выбрать ту самую десятую долю секунды», — поясняет проректор НИУ ВШЭ.
Возрождение исторического фехтования в Высшей школе экономики началось со студенческой инициативы.
«Я занимался фехтованием еще до прихода в Вышку, а когда начал здесь учиться, у меня возникла идея продвигать его в университете. Было известно, что фехтованием увлекается Дмитрий Игоревич Земцов, и я обратился к нему с предложением о создании студенческого клуба, а в дальнейшем, возможно, межуниверситетской лиги. Он эту идею поддержал», — вспоминает руководитель клуба, студент третьего курса образовательной программы «Психология» Дмитрий Думбров.
Клуб Crow Crew (@crow_crew) стал одним из победителей Конкурса поддержки внеучебных студенческих инициатив, и сегодня интересующиеся фехтованием студенты Вышки могут к нему присоединиться, тренироваться в Центре культур и участвовать во внешних турнирах. Университет помогает со снаряжением и привлекает опытных тренеров.
Первый университетский турнир
Клуб начал выстраивать отношения и с другими университетами. Как выяснилось, сообщества фехтовальщиков есть во многих вузах, но далеко не везде их поддерживают административно, так что они тренируются во внешних клубах и выступают под их флагами. В этом году впервые удалось объединить эти сообщества под эгидой Вышки: 13 декабря состоялся Открытый межуниверситетский кубок НИУ ВШЭ по историческому фехтованию на саблях, в котором приняли участие 32 человека в мужском зачете и 14 в женском. Они представляли 21 университет из разных регионов России и из Республики Беларусь.
На турнире присутствовала заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. «Каждый, кто держит в руках саблю, — уже победитель. Вы сохраняете не просто спортивную практику, а что-то глубоко укорененное в нашей культуре и нашей идентичности», — подчеркнула она. Участников также приветствовал директор Центра развития спортивных сообществ НИУ ВШЭ олимпийский чемпион Сергей Федоровцев. Главным судьей на финальных боях выступил чемпион России по фехтованию на дуэльной сабле, один из лидеров известного клуба «Белый отряд» Иван Кашицын.
Турнир проходил в атриуме здания университета на Покровском бульваре, так что понаблюдать за поединками и подержать в руках оружие могли все желающие. В Профессорском клубе состоялись лекции о традициях студенческого фехтования. Перед участниками и гостями выступил, в частности, Сергей Мясищев, один из самых известных тренеров и историков фехтования.
Победителями в мужском зачете стали Роман Помелов из МАИ, Олег Колганов из МГУ имени М.В. Ломоносова и Михаил Волхонов из МГТУ имени Н.Э. Баумана, в женском — Василиса Грачева из РТУ МИРЭА, Дарья Бочканова из Российского университета спорта и Алина Воробьева из Госуниверситета просвещения.
Партнерами ВШЭ в организации турнира выступили Федерация дуэльного фехтования и фонд «Путь меча». Судейский корпус и культурную программу сформировали титулованные клубы Ultimatum, «Черный лев», Tramazzone, «Белый отряд», «Ангард».
Почему это важно?
Дмитрий Думбров считает, что сам факт проведения турнира в атриуме здания НИУ ВШЭ в центре Москвы важен для университетского сообщества. «По-моему, атриуму раньше не хватало звона сабель, и мне хотелось бы услышать его здесь еще не раз», — отмечает он.
По оценке Дмитрия Земцова, турнир показал, что фехтование на стальном оружии — это не просто интересное занятие для увлеченных молодых людей, но и гармоничная часть университетской жизни.
«Дело не только в фехтовании, дело в университетских традициях вообще. Есть такие особенные вещи, которые позволяют тебе почувствовать себя частью истории. Например, университетская библиотека бумажных книг. Не секрет, что многие студенты пользуются в основном электронными книгами, а в библиотеку на Покровском бульваре приходят, чтобы просто поработать в тишине. Означает ли это, что можно заменить библиотеку коворкингом? Конечно нет: ты приходишь в библиотеку и оказываешься в другом временном потоке, где вокруг тебя оживают классики», — размышляет Дмитрий Земцов.
По его мнению, похожую роль играет и университетское фехтование, которое отсылает нашу мысль к студенческой жизни прежних эпох, к понятиям студенческого братства, к латинскому гимну Gaudeamus и напоминает о том, что университет как социальный институт имеет многовековую историю.