Искусственный интеллект и наука о Востоке: студенты ОП «Востоковедение» выступили менторами Международной зимней школы по анализу больших данных в Сахалинском государственном университете
В ноябре 2025 г. команда студентов-востоковедов ФМЭиМП НИУ ВШЭ во главе с академическим руководителем ОП «Востоковедение» У.П. Стрижак провела цикл лекций и мастер-классов по анализу данных в Международной зимней школе СахГУ «Диалог с Азией» в рамках программы «Приоритет-2030».
Образовательная программа «Востоковедение» выезжает на Сахалин уже не в первый раз: в прошлом году команда востоковедов принимала участие в конкурсной программе по восточным языкам Международной зимней школы-2024 СахГУ, победив в номинациях по корейскому и японскому языкам, а также выиграв номинацию «Русский язык как иностранный» (студентка ВШЭ из Монголии).
В 2025 году студенты ОП «Востоковедение» ФМЭиМП были приглашены на Сахалин уже в более высоком статусе – в качестве менторов по обучению основам анализа данных студентов и школьников Дальнего Востока РФ. Для поездки были отобраны студенты, которые активно включают в свою исследовательскую и учебную деятельность элементы анализа больших данных; многие из них участвовали в экспериментальном треке ОП «Востоковедение» с факультетом компьютерных наук ВШЭ по применению методов анализа данных в исследованиях на восточную тематику.
Академический руководитель ОП «Востоковедение» У. П. Стрижак отметила: «Востоковеды, владеющие методами анализа данных – это на сегодняшний день большая редкость, и они – будущее современной науки о Востоке. Мы гордимся нашей «золотой десяткой» студентов, которые еще недавно сами только начинали овладевать цифровыми компетенциями, а сегодня уже не побоялись приехать менторами на Международную школу, чтобы научить основам анализа данных начинающих востоковедов дальневосточного региона нашей страны».
В лекции У.П. Стрижак были освещены современные подходы к анализу данных с использованием ИИ, представлены примеры их использования в разных сферах востоковедческого знания: от урбанистики до религии, от этнографии до энергетики, от литературы до логистики, и т. д. Но самое главное и интересное началось позже – под руководством студентов-востоковедов ВШЭ было создано пять рабочих групп, каждая из которых погрузилась в изучение механизмов парсинга, векторизации, кластеризации, логической регрессии, морфологической разметки и синтаксического аннотирования текстов, тематического моделирования для решения задач, поставленных экспертами Сахалинской области. Так, Нюхина Дарья возглавила группу по изучению перспектив использования возобновляемых источников энергии на материале данных Корейской энергетической статистической информационной системы.
Группа под руководством Ушак Ксении и Вещиковой Оксаны описала репрезентацию острова Сахалин в японских туристических медиаресурсах, а группа Кулаковой Натальи изучала образ Сахалина в представлении популярных китайских блогеров.
Попова Екатерина и Прудников Николай руководили исследовательской работой по изучению логистических возможностей «Почты России» на основе опыта взаимодействия с Японией, а также по опыту применимости восточных алгоритмов развития адаптивного спорта в Японии. Группа Гаскаровой Миланы изучала такую же тему на китайском материале, а в паре с Беляевой Кариной они возглавили студенческий коллектив по сопоставлению энергетических ресурсов в странах Восточной Азии – Китае, Корее и Японии.
Очень важную для Сахалина тему осветили ребята под руководством Богдановой Анастасии – проблему экономической вовлеченности корейской диаспоры в развитие острова Сахалин. Помощь в работе оказывал и студент магистерской программы ВШЭ по цифровым методам в гуманитарных исследованиях Максимов Алексей. Все студенты отметили, что этот новый для них опыт был очень полезен как отличная практика навыков, полученных в процессе обучения на программе «Востоковедение».
Наши студенты поделились своими впечатлениями:
Беляева Карина, 5 курс, китайское направление: мы применили полученные в ВШЭ цифровые навыки на данных, которые позволят найти новые углы зрения для изучения Сахалина. Мы смогли показать, как современное востоковедение сочетает технические навыки с гуманитарными знаниями для проведения актуальных исследований.
Ушак Ксения, 5 курс, японское направление: для меня невероятно важно, что я лично встретила экспертов, тех людей, которые действительно на практике могут использовать наши результаты. Ведь очень часто за написанием кода забывается самое главное – то, что это делается для решения реальных проблем, а не для красивых графиков. Южно-Сахалинск – это город, который поразил меня до глубины души, и я рада, что смогла многое узнать о нем в рамках школы и даже сделать его центром моей дипломной работы.
Нюхина Дарья, 4 курс, корейское направление: новой для меня задачей стало объяснить моей команде основы анализа данных и убедить их, что выбор профессии «Востоковедение» не означает автоматически, что с цифрами мы никогда работать не будем. Для меня было удивительно находится в месте, так культурно и географически близком к стране, которую я изучаю (Республике Корея), и по прилете в Москву глаза привычно оглядывались в поисках гор – которых, конечно, здесь нет.
Гаскарова Милана, 5 курс, китайское направление: нужно было понятным и простым языком постараться объяснить то, чему мы сами долго и упорно учились, и не просто рассказать и ответить на вопросы, но и, самое главное, заинтересовать студентов. Сахалин безумно понравился, природа шикарная, люди очень отзывчивые и добрые, уже хочется обратно! Быть востоковедом на Сахалине вдвойне интересно и увлекательно.
Попова Екатерина, 4 курс, японское направление: мы смогли быстро адаптировать полученные в ВШЭ теоретические знания к реальным задачам, которые ставили перед нами эксперты о. Сахалин. Очень радует, что Сахалинский государственный университет своими силами пытается развивать свою область. Очень надеюсь, что данный опыт принесет пользу для СахГУ в дальнейшем развитии.
Богданова Анастасия, 4 курс, корейское направление: это было очень круто: видеть, что несколько бессонных вечеров подготовки пошли на очень хорошее дело. Мне было безумно интересно и работать в своей команде, и ознакомиться с работами других участников; в итоге я загорелась идеей овладеть не только известными мне методами обработки числовых показателей, но и пока незнакомым инструментом – текстовым анализом, так что эта поездка и ИИ-трек только замотивировали меня на дальнейшее изучение этой сферы.
Вещикова Оксана, 3 курс, японское направление: изучая японский язык и саму Японию, я не думала, что мне понравится тема программирования и меня затянет в изучение анализа данных – а теперь я буду использовать ее в курсовой работе. В процессе обсуждения со студентами кода я узнала некоторые новые факты про историю Сахалина и некоторые нюансы сообщения Японии и России, про которые нам не рассказывали в университете. Меня также привлекло такое свое состояние, когда кажется, что находишься одновременно и в России, и в Японии.
Сертификаты менторов и участников Международной школы студентам вручила директор Института филологии, истории и востоковедения СахГУ, руководитель проекта «Центр изучения современной Азии» Лим Э.Х.
Программа пребывания нашей команды на Сахалине, как и в прошлый раз, была очень насыщенной: знакомство с Сахалинским госуниверситетом и экспертами из профессионального сообщества в сферах энергетики, логистики, медиа, туризма, корейской диаспоры; лекции и мастер-классы по анализу данных; изучение исторического наследия острова и авторская корейская еда; восхождение на гору Восходящего Солнца и поездка на побережье Охотского моря.
Мы от души благодарим команду Сахалинского госуниверситета, руководство острова Сахалин и экспертов за приглашение и потрясающую организацию этого научно-образовательного мероприятия!
Большое спасибо организаторам мероприятия – ректору СахГУ Самардаку Александру Сергеевичу, проректору СахГУ Хурчаку Николаю Михайловичу, директору Института филологии, истории и востоковедения СахГУ, руководителю проекта «Центр изучения современной Азии» Лим Эльвире Хаммоковне, заместителям директора Корнеевой Инне Владимировне и Шашкиной Ольге Владимировне, и всему коллективу СахГУ!
Сахалин остается в нашем сердце!