В Москве прошла научно-практическая конференция «Методология коммуникационных исследований: отрасль, наука, образование», организованная Школой коммуникаций НИУ ВШЭ. Мероприятие стало платформой для поиска консенсуса и выработки совместного видения, где строгость науки отвечает на динамичный запрос отрасли, а образование формирует кадры нового типа.
Конференция собрала более 350 экспертов. География участников охватила страны от Балтийского моря до Тихого океана. В диалоге сошлись три ключевые сферы: отрасль (135 представителей бизнеса и государства), наука (145 исследователей) и образование (70 преподавателей).
«Как человек, посвятивший профессиональную жизнь коммуникациям, я прекрасно понимаю главный вопрос: а как их измерить? Есть убеждение, что коммуникации — это магия, а не алгебра. Поэтому, вопрос измерения коммуникаций, вопрос методологии – важный. Это залог эффективного развития рынка. Мероприятие объединило тех, кто исследует, и тех кто внедряет результаты – это как раз сильная сторона Высшей школы экономики», — отметил, открывая конференцию, старший директор НИУ ВШЭ Андрей Лавров.
Руководитель Школы коммуникаций Сергей Зверев подчеркнул миссию события: «Наука, отрасль и образование — основа философии нашей Школы. Мы здесь, чтобы вырабатывать общий язык и заложить рамку для методологии, отвечающей вызовам меняющегося мира».
Ключевым лейтмотивом дискуссий стала идея признания коммуникационных наук как самостоятельной сферы знания. «Мы переживаем этап превращения в науку. Примечательно, что инициатива исходит от практиков — это уникальный случай», — заявил заместитель декана факультета креативных индустрий Олег Солодухин.
Участники конференции детально обсудили актуальные вызовы:
– Роль ИИ в исследованиях: эксперты отметили, что русскоязычные языковые модели часто «переобучены» на упрощенные запросы, что требует создания новых исследовательских датасетов.
– Качество контента: философы и социологи указали на риски «информационного мусора» (brainrot) и инфантилизации общества в цифровой среде.
– Новые методы: практики представили инструменты для анализа глубинных нарративов и репутации, основанные на симбиозе искусственного интеллекта и экспертизы человека.
Мария Мордвинова, первый заместитель руководителя Школы коммуникаций, рассказала о 13-летнем опыте подготовки специалистов: «Мы практически единственные в стране даем студентам бакалавриата системные знания по Communication Sciences. Наша цель — выпускать специалистов, которые принесут в бизнес новое понимание коммуникационной науки».
По итогам конференции были сформулированы конкретные задачи: продолжить работу методологических семинаров, развивать новые инструменты анализа и, что наиболее важно, — создать «смысловой центр» для консолидации различных подходов к изучению коммуникаций.
«Методология — это точка сборки науки и практики. Наша конференция была построена как пространство для диалога, и она внесла вклад в развитие идеи автономного статуса коммуникационной науки», — резюмировал профессор Школы коммуникаций, один из организаторов и модераторов события Евгений Кожемякин.
Уникальный формат мероприятия, вызвавший резонанс, создал запрос на его ежегодное проведение. Конференция доказала, что построение моста между теорией и практикой — необходимое условие для развития коммуникационной отрасли и науки в России.
Все материалы Конференции: доклады, видео, интервью – будут публиковаться на странице Центра развития научных компетенций Школы коммуникаций НИУ ВШЭ.