С 1 декабря 2024 года тарифы на железнодорожные перевозки строительных материалов, включая цемент, вырастут, что, в свою очередь, повлияет на себестоимость продукции.
В ЦЕМРОСе подсчитали, что расходы на перевозки навального цемента увеличатся на 19,5%, а тарированного – на 21%. Это вчетверо превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране на 2025 год, который, по данным Минэкономразвития, составит 4,5%.
Проблема железнодорожных перевозок цемента усугубляется уже не первый год
Как груз первой категории по Единой тарифно-статистической номенклатуре (ЕТСНГ), цемент остается низкодоходным для ОАО «РЖД». Это приводит к недостаточной обеспеченности цементных заводов подвижным составом и росту сроков доставки. Особенно остро вопрос встает в период сезонного пика спроса на стройматериалы, весной.
Дополнительные сложности создает инфраструктурная ограниченность
Снижение пропускной способности железнодорожной сети, дефицит тягового подвижного состава и локомотивных бригад, а также увеличение количества «брошенных» поездов приводят к срывам сроков поставок. Введенные квоты на отправку порожних вагонов остаются ниже потребностей производителей цемента, что существенно сдерживает работу отрасли.
Новые тарифные меры еще больше обострят ситуацию
С 1 декабря тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%, а с 1 января 2025 года начнется поэтапная отмена понижающих коэффициентов на перевозки минерально-строительных грузов. В 2026 году коэффициенты будут полностью отменены. Также с января увеличатся на 10% тарифы на порожний пробег вагонов, задействованных в доставке цемента.
По данным Союза производителей цемента «Союзцемент», объем перевозок цемента железнодорожным транспортом в октябре 2024 года уже сократился на 12,1% по сравнению с сентябрем и на 4,1% в годовом выражении.
Рост издержек неминуемо отразится на стоимости цемента для строительных компаний
Для застройщиков это означает дополнительные сложности: в условиях высокой ключевой ставки удерживать цены на квадратный метр становится все труднее.
ЦЕМРОС продолжает отслеживать ситуацию и разрабатывать решения для минимизации рисков в цепочке поставок цемента.