Об актуальных вопросах обращения с отходами и необходимости совершенствования законодательства — в интервью с одним из лидеров отрасли «Ситиматик»

Об актуальных вопросах обращения с отходами и необходимости совершенствования законодательства — в интервью с одним из лидеров отрасли «Ситиматик»

Мусорная реформа, стартовавшая в 2019 году, стала точкой отсчета для развития обращения с отходами и легла в основу национального проекта «Экология». Спустя пять лет можно говорить о первых серьезных плодах: причем как успехах, так и проблемах. И хотя отрасль сейчас максимально легализована и прозрачна, налажено взаимодействие всех участников процесса, сложностей тоже хватает.

Что сейчас происходит в отрасли, мы узнали непосредственно от первого лица — Дмитрия Лесникова, генерального директора Группы компаний «Ситиматик» – крупнейшего игрока на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами.

Вопрос: Дмитрий Васильевич, «Ситиматик» является флагманом отрасли. Именно компания «Ситиматик» первой в России заключила концессионное соглашение по обращению с ТКО. Расскажите, какой путь с тех пор вы прошли?

Дмитрий Лесников: Действительно, в 2011 году Ситиматик первым в России использовал механизм государственно-частного партнерства для реализации проекта по обращению с ТКО, была заключена концессия на создание Городецкого мусоросортировочного комплекса с полигоном в Нижегородской области. С тех пор, механизм ГЧП для нас ключевой. На сегодняшний день в портфеле Ситиматик 12 концессий, девять из которых были успешно реализованы. Кроме того, компания также выполняет функции регионального оператора в части регионов. Вообще, география нашего присутствия довольно обширна и охватывает территорию с населением более 7 млн человек.

При этом мы готовы открывать новые для себя регионы: и сами выступаем с инициативой, и рассматриваем те предложения, которые поступают от органов местной власти. Тем более необходимый и уже доказавший свою эффективность инструментарий для выстраивания и систематизации всей цепочки обращения с отходами — от вывоза мусора до реализации вторсырья — у нас имеется.

Вопрос: Как себя сегодня чувствуете на рынке?

Дмитрий Лесников: Уверенно — за плечами очень насыщенный опыт, в том числе, если можно так сказать, первопроходческий — Ситиматик стоял непосредственно у истоков отрасли и активно участвовал в ее развитии. И вместе с тем — турбулентно — новые экономические условия, в которых мы все сегодня так или иначе существуем, обязывают быть в тонусе, а с учетом ограниченности ресурсов в нашей сфере — искать новые подходы и бизнес-решения.

Вопрос: Под ограниченностью ресурсов Вы имеете в виду тариф?

Дмитрий Лесников: Именно. Деятельность в отрасли обращения с отходами является регулируемой и полностью зависит от тарифа.

Вопрос: Генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО») Денис Буцаев недавно отметил, что с 2020 года расходы региональных операторов на транспортирование отходов увеличились на 37%. Можете прокомментировать?

Дмитрий Лесников: Да, уход с российского рынка иностранных компаний, нехватка отечественной продукции — все это привело к удорожанию как самой мусоровывозящей техники, так и ее обслуживания — в 1,5 раза. Ко всему этому прибавьте затраты на горюче-смазочные материалы, которые выросли в среднем на 47%. Необходимо учитывать, что в структуре НВВ регионального оператора транспортные расходы преобладают и в некоторых случаях доходят до 80% от НВВ.

Это только верхушка айсберга, ведь помимо транспортных расходов имеется еще целый ряд статей расходов — это и амортизация, и заработные платы. Например, фонд оплаты труда в транспортной сфере в среднем по стране вырос за обозначенный период на 64,5%, не считая роста фонда оплаты труда офисных сотрудников.

Вопрос: По данным ППК «РЭО», более 60% регоператоров по всей стране испытывают дефицит водителей. Почему складывается такая ситуация, по Вашему мнению?

Дмитрий Лесников: Основная причина — в неконкурентной зарплате, которая является следствием несоответствия фонда оплаты труда, учитываемого в тарифе, реальным затратам.

Наглядный пример: если посмотреть объявления по Нижегородской области, то предложения для водителей категории Е начинается от 180 тысяч рублей — будь то в курьерской доставке, на транспортном предприятии или в другой сфере. При всем при этом, расходы на водителя мусоровоза, учтенные в тарифе, например, в четыре раза меньше. Зарплата в отрасли не выдерживает конкуренции. А если прибавить к этому, что на работу с мусором очереди не выстраиваются ввиду бытующих стереотипов, картинка совсем получается не радужная. Именно поэтому компаниям приходится маневрировать и буквально прыгать выше головы, чтобы заинтересовать соискателей и предложить им сверхконкурентоспособную зарплату.

Вопрос: Учитывая вышесказанное, как рост расходов региональных операторов коррелируют с тарифами?

Дмитрий Лесников: Если кратко, то рост тарифа измеряется единицами, а фактические издержки — десятками. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 3147-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации на 2024-2028 гг. Индексация тарифов на коммунальные услуги для населения с 01.07.2024 года составляет в среднем 9,6%. При этом, за последние 2 года рост операционных расходов в среднем вырос на 30-50%. В силу регуляторных особенностей участники отрасли ТКО по факту несут повышенные расходы, не учтенные ранее в тарифах, и смогут обратиться к регуляторам за компенсацией выпадающих расходов не раньше, чем через 2 года.

Кроме этого, установленные ограничения на предельный рост тарифов приведут к ситуации, что часть расходов региональный оператор вообще не сможет обеспечить покрытием тарифом.

Когда я выше говорил о турбулентности в отрасли, я имел ввиду то, что в текущих условиях почти все участники отрасли обращения с ТКО терпят регулярные убытки и испытывают дефицит в ликвидности из-за возникающих выпадающих расходов, не покрытых тарифом в моменте. В дальнейшем, это может привести к массовому банкротству. Если оперативно не оказать меры поддержки отрасли, ситуация может стать критической и привести к повсеместной остановке оказания услуг по сбору и утилизации отходов.

Вопрос: Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации А. Козловым 08.08.2024 года создана межведомственная рабочая группа по решению вопросов в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами. Как Вы можете прокомментировать работу данной группы?

Дмитрий Лесников: По имеющейся у меня информации в состав такой группы вошли Российский экологический оператор, представители Совета Федерации, Государственной Думы, надзорных и федеральных органов власти, уполномоченные сотрудники от каждого субъекта.

Межведомственной рабочей группой рассматриваются в основном вопросы, связанные с оценкой устойчивости региональных операторов, потребности в контейнерах, инфраструктуре, подвижном составе и т.д.

Хотел бы отметить тот факт, что утвержденные межведомственной рабочей группой критерии оценки региональных операторов по уровню устойчивости, куда входит наличие банковской гарантии, соблюдение системы потока ТКО, доля кредиторской и дебиторской задолженности к НВВ, охват коммунальной услугой и т.д., не учтен самый главный критерий — покрытие НВВ реальных фактических расходов регионального оператор в том же периоде. Проверить это достаточно легко. Основные риски отрасли на сегодняшний день именно в этом, т.е. в дефиците ликвидности и рисках не покрытия выпадающих расходов в будущем.

Так же расстраивает, что в рамках деятельности рабочей группы нет представителей банковского сектора. Присутствие в рабочей группе представителей банков, позволило бы обсудить остро стоящие системные проблемы кредитно-финансовых отношений, связанные с проблемами возвратности кредитных средств, как тела, так и процентов по ранее выданным кредитам. Данные проблемы являются логическим продолжением несовершенства законодательства в области тарифного регулирования деятельности региональных операторов. В действующих реалиях существует проблема частичного покрытия или даже полного непокрытия тарифом расходов на обслуживание заемных средств. Так, расходы на возврат заемных средств должны быть заложены в тариф согласно действующей на момент заключения кредитных договоров ключевой ставке ЦБ РФ + 4 процентных пункта. При этом, учитывая тенденцию к росту ключевой ставки ЦБ РФ, процент кредитования также будет расти, что приведет к определенным экономическим сложностям с возвратом заемных средств через тариф. Схожие проблемы есть и в части лизинговых сделок.

Вопрос: Вы упомянули лизинг. А если компания региональный оператор берет мусоровывозящую технику в лизинг, то тариф покрывает все затраты?

Дмитрий Лесников: Нет, и здесь тоже есть особенности. Согласно законодательству, регулятор в тарифе учитывает срок амортизации в 7 лет — это максимальные сроки амортизации мусоровывозящей техники, тогда как максимальный срок договора лизинга, который готов подтвердить банк, – 5 лет. И получается, что траты на амортизацию компании будут компенсированы не по окончании договора лизинга, что было бы логично, а еще спустя два года. Это значит, что региональный оператор где-то должен изыскать денежные средства по коммерческой ставке для покрытия кассовых разрывов, возникающих из-за неполного покрытия реальных расходов утвержденным НВВ в части амортизации, а это задача не из простых, учитывая уже имеющуюся закредитованность региональных операторов.

Альтернативным способом решения проблемы несопоставимости периода амортизации покрытого тарифом и максимально возможного срока лизингового контракта стало бы сокращение в классификаторе срока полезного использования техники до 5 лет. В этом случаи периоды совпали бы и тариф в данной части полностью покрывал бы лизинговые расходы в рамках максимально возможного срока 5 лет.

Вопрос: А что касается торгов, закупочных процедур? Какие здесь могут быть сложности?

Дмитрий Лесников.: Да, здесь тоже есть ряд моментов, которые могут создавать определенные сложности — причем на всех этапах проведения закупки.

Во-первых, сроки согласования исполнительными органами предварительных условий закупки, в том числе повторной. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда эти сроки затягиваются или не соблюдаются, а поэтому во избежание подобных ситуаций желательно сроки на рассмотрение деталей закупки минимизировать или вовсе снять.

Второй важный момент — это существенное сужение круга потенциальных подрядчиков — ввиду тех условий, которые сейчас существуют. Так, в законодательстве прописано, что если сумма контракта свыше 20 млн рублей, а она, как правило, выше, то к участию в аукционе допускаются компании, имеющие аналогичный опыт в транспортировании ТКО более трех лет. С учетом динамично меняющихся условий рынка этот срок довольно большой, за это время могут появиться другие, достойные компании, с более современным и мощным ресурсом. Принимая во внимание тот факт, что аукционы проводятся на понижение цены, эти требования, предъявляемые к участникам, влияют и на конечную стоимость транспортировки. Меньше участников — меньше маневра по стоимости. Разрешить эту ситуацию могло бы снижение части предъявляемых требований: это бы позволило расширить круг потенциальных транспортных компаний, участвующих в перевозке ТКО. А это, в свою очередь, повысило бы конкуренцию — как результат, качество услуг.

Вопрос: А регионы как-то помогают региональным операторам? Может, есть специальные субсидии, льготы?

Дмитрий Лесников: Да, и мы благодарны тому взаимодействию, что есть. Но все мы понимаем, что региональный бюджет — не кубышка, из которой можно просто взять субсидию. Например, только в одном регионе из девяти у нас есть льгота на налог на имущество, что здорово выручает и дает возможность вложить сэкономленные средства в развитие. Хотелось бы, конечно, чтобы подобные льготы были внедрены повсеместно.

Кстати, в 2020 году во время пандемии коронавирусной инфекции субъектам из федерального бюджета была выделена ковидная субсидия, в том числе и для региональных операторов. Эта мера поддержки была очень и очень кстати. Ожидаемо, по прошествии пандемии, ковидную субсидию из тарифа убрали.

Однако сегодня мы снова оказались в новых экономических реалиях, связанных со специальной военной операцией, когда отрасль, в связи с увеличением расходов на транспортные средства, дефицитом кадров, роста фонда оплаты труда и т.д., остро нуждается в поддержке. Если бы Правительству удалось рассмотреть возможность дополнительного субсидирования, уверен, это бы помогло многим компаниям не только остаться на плаву, но и развиваться

Вопрос: Отдельно хотелось бы остановиться также на отходах, которые время от времени находятся в конфликте интересов — органов местного самоуправления, регионального оператора, населения. Речь идет про ветки, строительные отходы. Какая у Вас позиция на этот счет?

Дмитрий Лесников: Благодарю за то, что обратили на это внимание. Действительно, ветки уже стали притчей во языцех. Любой регоператор знает — настала весна, прошли субботники: жди веток на контейнерной площадке. При этом, в законодательстве есть определение твердых коммунальных отходов, ветки — не в их числе. Следовательно, вывоз древесно-кустарных отходов не входят в зону ответственности регионального оператора и не покрываются тарифом. Несмотря на четкую позицию законодательства, постоянно возникают вопросы к региональным оператором: от населения — почему не вывезли, от властей — не могли бы помочь в вывозе, дабы контейнерные площадки не были захламлены. Вместе с тем надо понимать, что это дополнительные расходы на вывоз, амортизацию техники и т.д. Со своей стороны, мы по возможности идем навстречу. Например, в Саратовской области мы в качестве помощи администрации организуем вывоз веток с части контейнерных площадок, но это, можно сказать, добровольная, единичная инициатива.

Да, законодательством не запрещен вывоз веток региональным оператором, однако он должен осуществляться по отдельному договору и не за счет тарифа.

Вопрос: Однако, при этом, например, УФАС признает регионального оператора обязанным к вывозу веток и других отходов. Последний пример — в Пензе. В чем причина такого расхождения, и как его можно избежать?

Дмитрий Лесников: Причина, очевидно, в различном толковании законодательства. Вопрос системный, поскольку, как Вы правильно подметили, случай не уникальный. Избежать подобных разногласий помог бы закон, в котором четко был бы установлен прямой запрет на складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в местах накопления ТКО. К слову, такой законопроект Минприроды разработан. Хочется надеяться, что он будет принят.

Вопрос: В некоторых из регионов руководством Субъектов рассматриваются вопросы создания государственных региональных операторов взамен тех, кого они уже лишили статуса или намереваются это сделать. Что Вы думаете по этому поводу?

Дмитрий Лесников: Наши наблюдения и расчет подтверждают, что создание регионом собственного регионального оператора «с нуля» — это очень большие инвестиции в приобретение собственной техники и контейнеров, риски в области квалификации персонала и главное, длительный период выхода на собираемость 95-100%, который может доходить до 1-1,5 лет. В этом случае дофинансирование на покрытие кассовых разрывов в рамках деятельности регионального оператора может доходить до 400-500 миллионов (на примере НВВ 2 миллиарда), а расходы на приобретение, например, 250 ед. мусоровывозящей техники в лизинг, не покрытые тарифом в первые 5 лет, могут доходить до 1,5 миллиардов (на примере Субъектов с проживанием 2 миллионов граждан). Иными словами, данный путь намного дороже для бюджета Субъекта, чем альтернативный вариант — сохранение и оздоровление действующих региональных операторов, находящегося по тем или иным причинам в «красной» и «желтой» зонах.

Вопрос: А как можно переломить сложившуюся ситуацию в отрасли и можно ли?

Дмитрий Лесников: Безусловно, можно. Сложившаяся ситуация однозначно свидетельствует о том, что отрасль обращения с ТКО находится в кризисе и столкнулась с рядом вызовов, решение которых требует срочных мер поддержки со стороны государства.

В качестве таких мер поддержки могут рассматриваться как разовые решения в виде выделения субсидий на компенсацию расходов участникам рынка, не покрытых действующими тарифами (с учетом текущего уровня ключевой ставки Банка России), так и регуляторные меры, направленные на смягчение сложившейся тарифной политики для формирования условий прохождения участниками рынка кризиса в отрасли обращения с ТКО.

Необходимо пересмотреть порядок учета органами исполнительной власти расходов на оплату труда при определении тарифов и исходить из реальных условий рынка по субъекту РФ. Эта проблематика активно обсуждается сейчас на различных площадках, в рамках дискуссий с профильными ассоциациями. Пока расходы, учтенные в тарифе, и реальные затраты на ФОТ — две параллельные истории, которые, хочется верить, со временем придут к одному знаменателю. Кроме того, необходимо разработать нормативы с учетом реальных потребностей и технологических процессов на предприятии отрасли, поскольку структура принимаемой в тарифе численности персонала не всегда соответствует реальным потребностям бизнеса.

Ну и наконец очевидным решением было бы создание максимально крупного отраслевого игрока путем консолидации значительной части участников рынка. В его состав могли бы войти как крупнейшие компании, так и небольшие предприятия, в том числе региональные операторы, находящиеся на грани дефолта и лишения статуса. Это позволило бы достичь весомых преимуществ, среди которых:

Использование разностороннего опыта участников для совершенствования законотворчества и приведения его в соответствие с реальными потребностями отрасли.

Объединение различных лучших практик и их интеграция в единую концепцию управления, оптимизируя административные издержки.

Более эффективное распределение финансовых ресурсов с учетом потребностей конкретных регионов.

Унификация и стандартизация операционных процессов, что позволит снизить затраты и повысить эффективность работы операторов.

Масштабирование успешных проектов, что приведет к улучшению качества оказания услуг населению.

Выработка единой стратегии развития, включая создание унифицированных «дорожных карт» для всех участников рынка.

Укрупнение закупок, что позволит оптимизировать производственные расходы.

Дмитрий Васильевич, спасибо за обстоятельный разговор. Думаю, что многие после прочтения интервью по-новому взглянут на деятельность региональных операторов. Спасибо Вам за работу и те усилия, которые Вы предпринимаете по развитию отрасли!

Другие пресс-релизы