АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) и Правительство Мурманской области подписали соглашение о взаимодействии по формированию корпоративной структуры проектной компании для создания современного судоремонтного комплекса в Мурманске.
Ранее в августе ГТЛК заключила корпоративный договор по созданию судоремонтного комплекса кластерного типа в Мурманской области. Корпдоговор зафиксировал распределение зон ответственности ГТЛК, Мурманского морского рыбного порта и Корпорации развития Мурманской области в совместном предприятии.
ГТЛК как институт развития инвестирует в стратегически значимые инфраструктурные проекты в российской Арктике. Компания является инициатором и ключевым инвестором проекта, который берет на себя финансирование, управление инвестиционной фазой с вводом комплекса в эксплуатацию.
В зоне ответственности порта – консолидация имущественного комплекса. Корпорация развития региона будет содействовать присоединению проекта к преференциальным режимам, а также отвечать за вовлечение причалов в периметр проекта. ГТЛК планирует широко использовать возможности, которые Мурманский регион открывает для инвесторов, в том числе планируется включение проекта в состав ТОР «Столица Арктики».
«В прошлые годы половина ремонтов судов Мурманского региона проводилась в Европе. Это без учета флота, который уходил на ремонт в Турцию и страны Азии. В нынешних условиях рассчитывать можно только на себя. Нужно готовить базу не только под имеющийся флот, но и под будущий. Новый судоремонтный комплекс в Мурманске призван решить проблему дефицита судоремонтных мощностей и обеспечить безопасную эксплуатацию флота арктической зоны России. Благодаря ему в экономике страны останутся десятки миллиардов рублей. Кластерный формат проекта позволит вовлечь в кооперацию производителей судового оборудования и комплектующих. Также новый комплекс станет базой для развития НИОКР и профильного образования, что позволит развить собственные компетенции в этом направлении и добиться технологического суверенитета в отрасли», – прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.
«Для стабильной работы рыбохозяйственного комплекса необходима модернизация портовой инфраструктуры, которая, прежде всего, обеспечивает эксплуатационное обслуживание гражданского и промыслового флота. В рамках выполнения этой задачи в Мурманской области создается судоремонтный комплекс кластерного типа. За счет кооперации организаций, привлечения малого и среднего бизнеса будет построено современное судоремонтное предприятие, которое будет предоставлять качественные, конкурентоспособные услуги. Там смогут обслуживаться суда малых, средних и больших размеров. Проектом предусмотрено строительство плавучего ремонтного дока, оборудование открытых и закрытых стапельных мест», – заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
«Переходим в практическую плоскость создания судоремонтного кластера в Мурманске. Вместе с ГТЛК мы детально отрабатывали все нюансы, чтобы приступить к реализации этого масштабного проекта. Судоремонт для Мурманской области имеет историческое значение. На существующих предприятиях этой отрасли есть компетенции, но имеется проблема высокой изношенности, так как достаточных инвестиций не было со времен СССР. И мы вместе с нашими партнерами, Росрыболовством и Правительством России работаем над развитием судоремонта и, кроме того, над появлением в нашем регионе еще и судостроительной отрасли», – отметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Проектирование объекта должно завершиться до конца 2025 года, после чего планируется строительство комплекса и поэтапная сдача его в эксплуатацию. ГТЛК нацелена на скорейшее предоставление судовладельцам услуг по ремонту и обслуживанию судов, начиная уже со следующего года.
Проектные мощности комплекса позволят обеспечить доковым и надводным ремонтом до 90 судов торгового и рыбопромыслового флота в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в сумму более 20 млрд рублей.