Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 6 месяцев 2024 года и прогноз по динамике их развития.
Авиация
Пассажирские авиаперевозки непрерывно росли в течение первых 6 месяцев текущего года – в общей сложности на 7,6% к показателю за аналогичный период 2023 г. Всего было перевезено 51,2 млн человек, 75,6% из которых – внутренними авиалиниями (рекордные 38,7 млн человек). Это свидетельствует о восстановлении рынка авиаперевозок после падения в 2020-2022 гг.
Высокими темпами растет пассажирооборот гражданской авиации – на 10,5% год к году. На фоне санкционных ограничений продолжает увеличиваться доля воздушных перевозок пассажиров на отечественных самолетах – почти в два раза по сравнению с показателем пятилетней давности (10,8% за первое полугодие 2024 г. к 5,8% за 6 месяцев 2019 г.).
Правительство осуществляет комплекс мер для предотвращения резкого подорожания авиабилетов. В частности, расширена программа субсидирования региональных рейсов до 293 маршрутов, продлены налоговые льготы на внутренние авиаперевозки до 2028 г. С учетом мер господдержки и текущей положительной динамики ожидается рост общего пассажиропотока на 6% по итогам 2024 г. – до 112 млн человек.
Также растет производство гражданских вертолетов: за первые 6 месяцев 2024 г. российские авиазаводы выпустили 70 машин, что в 2,6 раза выше аналогичного показателя за 1 полугодие 2023 г.
Железнодорожный транспорт
Погрузка на сети РЖД снизилась по итогам 1 полугодия 2024 г. – на 3% к январю-июню прошлого года, что связано в основном со снижением перевозок строительных грузов, железной руды и угля. Из числа ключевых железнодорожных грузов положительную динамику показали только объемы погрузки удобрений, зерна и промышленного сырья. Падает и грузооборот, который сократился на 5,7% год к году.
Сдерживающими факторами для рынка ж/д перевозок в 2024 г. выступают как внешние факторы (санкции, снижение мировых цен на уголь и руду), так и внутренние – локальные дефициты провозной способности инфраструктуры, нехватка локомотивов и персонала, замедление оборота вагонов.
В то же время на фоне снижения скорости оборота вагонов растет спрос на подвижной состав. По итогам 6 месяцев 2024 г. объем производства грузовых вагонов увеличился на 26% к аналогичному показателю за январь-июнь 2023 г. – до 35,8 тыс. ед. Растет и выпуск инновационных вагонов – прирост на 22% год к году. В целом, ожидается, что объем производства вагонов по итогам года увеличится на 7% и превысит 68 тыс. ед. Наибольшей востребованностью на рынке пользуются полувагоны, хопперы и цистерны. Объем списания вагонов по итогам 2024 года будет в три с лишним раза меньше выпущенного на заводах подвижного состава – 20,2 тыс. ед.
До конца 2024 г. ожидается устойчивый рост арендных ставок на почти все типы подвижного состава, кроме универсальных платформ. При этом по итогам года динамика погрузки, по оценкам экспертов, может сократиться на 3,6% к показателю 2023 г.
Водный транспорт
За первое полугодие 2024 г. объем грузовых перевозок в РФ морским транспортом вырос на 5% к значению за предыдущий отчетный период – до 17,3 млн тонн, а внутренним водным транспортом снизился на 3,1% – до 36,5 млн тонн. Немного просели и речные пассажирские перевозки, где сокращение составило 3,7%. При этом, по оценкам Минтранса России, в навигацию 2024 г. будет перевезено свыше 12 млн пассажиров, что на 13% больше, чем в 2023 г.
Объем перевалки грузов в морских портах продолжает движение по нисходящей траектории – на 3,1% год к году. Рост перевалки зерна, грузов в контейнерах и удобрений пока не может компенсировать падение объемов экспорта угля, нефтепродуктов и черных металлов.
Несмотря на текущую динамику, Росморречфлот ожидает, что грузооборот морских портов по итогам 2024 г. сохранится на уровне 2023 г. и составит около 884 млн тонн. Реализация проектов в морских портах Арктического, Балтийского и Дальневосточного бассейнов обеспечат прирост портовых мощностей на 44 млн тонн в текущем году.
По данным Росстата, российские верфи за первые 6 месяцев 2024 г. выпустили 11 судов, не считая маяков, кранов и прочей плавучей инфраструктуры. Свой вклад в обновление водного транспорта вносит ГТЛК – по заказам компании строится значительная часть гражданского флота, только за 2024 год ГТЛК планирует передать в лизинг около 40 судов, в том числе барж и земснарядов.
Общая потребность во флоте, по данным Росморречфлота, составляет 625 судов, включая 308 грузовых и 317 пассажирских. Ускорение обновления транспортных судов будет в перспективе способствовать привлечению грузопотока на внутренний водный транспорт.
Автотранспорт
Пассажирские перевозки автобусами и грузовые коммерческие автотранспортом продолжают рост, начавшийся в 2023 г., прибавив за 6 месяцев 2024 г. 2,8% и 8,5% год к году, соответственно
Объем продаж грузовых автомобилей, начиная с апреля 2024 г., начал падать – снизившись в целом в первом полугодии 2024 г. на 2,2% к аналогичному показателю прошедшего года до 61,4 тыс. ед. В числе основных причин – высокая база 2023 г. и насыщение спроса. Продолжила сокращаться и доля продаж отечественных грузовиков (с 33% до 27%), которые конкурируют с иностранными, в основном китайскими брендами.
В сегменте автобусов, несмотря на снижение продаж новой техники в мае-июне, в целом за 6 месяцев 2024 г. показатель выше объемов первого полугодия 2023 г. на 16% (реализовано 10,4 тыс. ед.). При этом российские марки (преимущественно, ПАЗ и ЛиАЗ) укрепляют свое преимущество над иностранной техникой – на их долю пришлось 80% продаж.
По итогам 2024 г. ожидается снижение объема продаж грузовиков на 10% к 2023 году вследствие сокращения спроса из-за давления высокой ключевой ставки ЦБ РФ, повышения утильсбора и дефицита водителей. При этом объем продаж автобусов за год должен вырасти на 15% на фоне реализации мер господдержки, в том числе программ льготного лизинга ГТЛК в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и инвестпроекта по обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств ФНБ.