Для большинства женщин молодость воспринимается как внутреннее состояние, которое поддерживается благодаря крепким отношениям с близкими, возможностью заниматься любимым делом и хорошему состоянию здоровья. Это показало исследование, проведенное Фондом Росконгресс, Аналитическим центром НАФИ, компанией VK и журналом «Москвичка» в рамках Форума «Здоровое общество».
МОСКВА, 25 июля 2024 года. В Москве 24 и 25 июля проходит ежегодное мероприятие Фонда Росконгресс — форум «Здоровое общество». Он посвящён темам осознанного отношения к себе и здоровому образу жизни. В рамках форума организаторы представили результаты исследования, проведенного среди жительниц российских городов, о современном взгляде на здоровье и новом восприятии долголетия[1]. Это первое исследование в серии проектов, посвященных здоровью, красоте и самореализации российских женщин.
«Экосистема “Здоровое общество” реализует проекты в области красоты, здоровья, активного долголетия. Сегодня на Форуме “Здоровое общество” мы много говорим про выбор здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и, напротив, выработку полезных. Совместно с партнерами мы представили результаты первого этапа исследования индустрии красоты и здоровья, которое подтвердило, что современные женщины все чаще первостепенно уделяют внимание своему биологическому возрасту, состоянию организма в целом, и именно это позволяет чувствовать себя молодыми. Вторая, расширенная часть исследования будет представлена в рамках “Восточного экономического форума” уже в сентябре этого года», – первый заместитель директора по развитию, руководитель дирекции по здравоохранению Фонда Росконгресс Анастасия Столкова.
Что помогает женщинам чувствовать себя молодыми
Согласно результатам исследования, ощущение молодости у женщин поддерживается, в первую очередь, наличием тёплых, крепких отношений с близкими (46%), а также возможностью заниматься любимым делом, работой, хобби (39%). При этом треть жительниц российских городов связывают осознание собственной молодости с оптимистичным настроем на жизнь (34%) и отсутствием жалоб на здоровье (33%).
По мнению респонденток, сохранить молодость поможет отказ от вредных привычек (55%), общение и время с семьей, единомышленниками (40%), а также соблюдение баланса между работой и отдыхом (38%).
В целом, говоря о поддержании молодости, женщины ставят в приоритет практики, направленные на сохранение физического и ментального здоровья. Далее по популярности следует группа практик с фокусом на укрепление устойчивых связей с близкими и личностное развитие. Третья по распространенности группа практик ориентирована на поддержание внешней ухоженности и привлекательности.
Способы поддержания собственной молодости во многом зависят от возраста:
* женщины 25-35 лет значительно чаще, чем женщины других возрастов, обращаются к психологу, следят за своим эмоциональным благополучием и здоровьем;
* женщины 36-45 лет чаще других обращаются за услугами классической косметологии (уходовые процедуры, чистки, массаж);
* женщины 46-59 лет чаще других следят за питанием;
* женщины 60 лет и старше чаще других проходят диспансеризацию, стараются соблюдать режим сна и отдыха.
Самооценка внешнего и внутреннего состояния, привлекательности
Оценивая разные аспекты своей жизни, жительницы российских городов оказались наиболее довольны своей внутренней привлекательностью, обаянием и красотой (средняя оценка 4,1 из 5 баллов). Средние самооценки даются общему состоянию здоровья, психологическому состоянию, внешней привлекательности (по 3,8 балла), а также состоянию репродуктивного здоровья (3,7). Меньше всего респондентки были удовлетворены своим уровнем физической активности (3,6 баллов) и физической формы (тонус, вес – 3,4 балла).
Оценка влияния возраста и стандартов на красоту
Исследование также выявило ряд установок о влиянии возраста на красоту. Наиболее популярными оказались:
* молодость в большей мере зависит не от возраста, а от внутреннего состояния и самоощущения человека (с этим согласны 79% опрошенных);
* у женщин привлекательность в большей мере зависит от возраста, чем у мужчин (60% разделяют данную установку).
Кроме того, исследование показало, что большинство российских женщин, проживающих в городах (77%), не испытывают выраженной тревожности из-за стандартов внешности и красоты, транслируемых в медиа.
При этом меньше всего тревожатся женщины из Центрального федерального округа и Москвы (84%), респондентки с высшим образованием (85%), а также те, у кого есть один ребёнок (81%). Тревожность чаще наблюдается у женщин без высшего образования (23%), нетрудоустроенных (30%) и не имеющих детей (28%).
Внешние ориентиры и источники информации
Интересно то, что российские женщины в отношении здоровья и красоты довольно независимы – чаще всего они самостоятельно отслеживают информацию о брендах для красоты и здоровья в поисковиках, а также ищут рекомендации по поддержанию здоровья и сохранению привлекательности, ориентируясь только на свой личный запрос и свои личные потребности (50%). В рейтинге достоверных источников информации для женщин также лидирует мнение друзей и близких (42%).
Значительную роль в качестве источников информации и источника вдохновения играют социальные сети. 33% опрошенных женщин получает информацию о здоровье и красоте в аккаунтах профессиональных врачей и косметологов.
27% респонденток следят в социальных сетях за отдельными инфлюенсерами, которые им интересны и вдохновляют их своим образом жизни. Каждая четвертая (23%) следит за контентом о красоте и здоровье в тематических каналах в социальных сетях.
Каждая шестая (18%) предпочитает личные консультации с профессиональными специалистами в сфере красоты и здоровья.
Издатель журнала «Москвичка» Дарья Решке:
«Создавать новый глянец в 2024 году — это большая ответственность. Перед индустрией и конечно перед читателями. Выходя в ежемесячный формат, мы хотим понимать лучше, чем живет наша читательница. Именно поэтому мы включились в исследование, которое позволяет узнать, чего на самом деле хочет женщина. Задавать тренды хочется, понимая потребности, формировать редакционную политику, отталкиваясь от реального портрета москвички. Уже этой осенью, мы сможем давать первые ответы на запросы аудитории: отталкиваясь от результатов исследования, создадим выверенный бьюти -бокс для женщины в большом городе».