В рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024» 13 июля состоялся день «Устойчивая экономика и туризм в городах» трека Агентства стратегических инициатив (АСИ), где были презентованы результаты исследования внутреннего туризма в России, которое ежегодно проводится с Группой компаний Б1. С презентацией выступила Ольга Захарова, директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ). Подробнее ознакомиться с исследованием можно по ссылке: asi.ru/library/vnutrenniy-turizm/200454/.
Новый аналитический отчет был подготовлен при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Фонда Росконгресс, и содержит не только оценку текущей ситуации в сфере внутреннего туризма России, но и отслеживает ее динамику по сравнению с результатами предыдущего года.
«Эффективная реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» возможна только при наличии обратной связи. Об этом постоянно говорит наш президент Владимир Путин. Так, например, в этом году Правительством страны утверждена Концепция развития автомобильного туризма в России до 2035 года с учетом возросшего интереса наших граждан путешествовать всей семьей на автомобиле. Исследования позволяют своевременно корректировать мероприятия нацпроекта или начать реализацию новых, с целью создания еще больших возможностей для путешествий и развития внутреннего туризма», – подчеркнул заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.
Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, отмечает, что одним из ключевых выводов исследования стало то, что россияне все чаще выбирают путешествия по родной стране: «77% опрошенных выразили удовлетворенность путешествиями по России. Очень много было сделано в рамках профильного национального проекта в части создания новой инфраструктуры, мер поддержки турбизнеса. И сегодня мы видим, что туристическая отрасль – это драйвер развития регионов. Результаты исследования могут послужить для поиска решений и возможностей как для бизнеса, так и для органов власти, ответственных за развитие туризма».
В 2023 году было запущено первое совместное исследование – барометр российского внутреннего туризма, который зафиксировал настроения и ожидания путешественников и представителей турбизнеса. Туристическая отрасль России продолжает активно развиваться.
В 2024 году исследование было продолжено, чтобы проследить динамику, выявить предпочтения россиян и влияние мер поддержки на развитие бизнеса.
Ольга Архангельская, руководитель направления по оказанию услуг компаниям сектора недвижимости, гостиничного бизнеса и строительства, государственного и транспортного секторов Группы компаний Б1, заявила: «Завершив наше исследование, мы убедились, что внутренний туризм в России продолжает активно развиваться. Россияне все чаще предпочитают отдыхать внутри страны и выбирают новые регионы. Спрос на специализированные услуги растет, и потребителей все сильнее волнует качество сервиса. Бизнес отмечает рост числа клиентов и выручки. Для продолжения развития необходимы инвестиции бизнеса и внимание государства к инфраструктуре и информированности предпринимателей о мерах поддержки».
Туризм остается одной из приоритетных сфер, поддерживаемых государством. В 2023–2024 гг. на поддержку отрасли выделено около 100 млрд рублей, более 28 млрд рублей предлагается направить регионам на развитие туризма в рамках единой субсидии 2025–2027 гг.
В 2024 году самым популярным вариантом отдыха становится посещение достопримечательностей в России – так собираются провести свой отпуск 40% опрошенных, 36% предпочитают отдых на даче, в загородном доме или деревне, 80% рассматривают путешествия в формате «тур выходного дня» в ближайшие регионы, а 30% планируют набираться сил на морских курортах. Существенно возрос интерес к регионам Арктики, Сибири и Дальнего Востока. В 2023 году 17% россиян планировали поездку на Дальний Восток, в 2024 году этот показатель увеличился до 29%. Аналогично интерес к Сибири вырос с 9% до 19%, а к Арктике – с 9% до 21%. Заинтересованность в зарубежных поездках сохраняется, особенно для пляжного отдыха: наиболее популярными международными направлениями являются Турция и Египет, которые рассматривают 23% респондентов, республики Закавказья – 19%, Республика Беларусь – 15%.
В России повысился уровень сервиса, что отражается в росте удовлетворенности туристов: 62% респондентов считают, что отдых в 2023 году соответствовал ожиданиям или даже превзошел их. Отмечается, что 52% респондентов считает важным включение места размещения в Реестр классифицированных объектов Российской Федерации.
Расходы на поездки продолжают расти. В связи с чем важной сферой для развития гостиничного бизнеса участники опроса считают увеличение количества номеров средней и низкой ценовой категории (61% и 35% соответственно). 32% считают необходимым совершенствование системы бронирования в отелях, а также улучшение подготовки персонала (47%). Нехватку номеров, где можно останавливаться с животными, отметили 26% представителей молодежи (от 18 до 24 лет). Животные являются неотъемлемой частью семей, в которых живут, и возможность брать их с собой часто выступает ключевым фактором при выборе места размещения.
2024 год объявлен указом президента России Годом семьи. Для многодетных семей предоставляются скидки и спецпредложения в гостиницах страны. Но лишь 3% опрошенных планируют отдых с использованием данных возможностей, что говорит о малой информированности целевой категории граждан.
Транспорт для путешествий также демонстрирует позитивные изменения: значительно выросло количество путешествий на самолете, с 28% в 2023 году до 47% в 2024 году. Передвижение на автомобиле сохраняет популярность, причем 53% участников исследования довольны таким видом путешествий. Неожиданно 61% россиян не проявил интереса к горнолыжному отдыху, что подчеркивает недостаток информированности о подобных курортах, их количестве, а также возможностях, преимуществах и отличиях, которые они готовы предоставить отдыхающим.
Наблюдается тенденция к увеличению количества гостей и росту выручки. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2023 году российские гостиницы и отели увеличили доходы более чем на 20%. Меры господдержки способствуют развитию отрасли, хотя уровень информированности о таких программах остается недостаточно высоким.
Дмитрий Вахруков, заместитель министра экономического развития Российской Федерации, подчеркнул значимость собранных данных для планирования будущего: «Исследование, которое вы держите в руках, — плод работы десятков экспертов, обобщивших данные двух масштабных опросов. Один был проведен среди туристов, другой — среди профессионалов отрасли. Минэкономразвития России формирует обновленную версию национального проекта «Туризм и гостеприимство», определяющего меры господдержки отрасли на ближайшие 6 лет. Представленное исследование поможет сделать важные выводы и определить дальнейшие шаги по развитию внутреннего туризма».
Мнения представителей туристического бизнеса подчеркивают необходимость улучшения транспортной инфраструктуры. Уже сейчас необходимо создавать высокоскоростные магистрали, совершенствовать подвижные составы, строить аэропорты будущего, всячески способствовать развитию межрегиональных связей. Это повысит удобство и скорость передвижения, а значит, и общий уровень туристического потока.
Александр Стуглев, Председатель правления, директор Фонда Росконгресс, отметил важность результатов исследования для различных заинтересованных сторон: «Перед вами исследование о тенденциях внутреннего туризма в России. Бизнес сможет лучше узнать портрет российского путешественника и выявить свои точки роста, а органы власти ознакомятся с предложениями по поддержке индустрии. Количество внутренних турпоездок растет ежегодно, а бизнес почувствовал меры поддержки со стороны государства».
Посещение выставки «Россия» на ВДНХ в Москве послужило для многих сильным импульсом к зарождению интереса к многообразию регионов страны: 58% респондентов сообщили, что мероприятие было полезным и интересным, и выразили желание открыть для себя новые регионы России. Это свидетельствует о формировании отложенного перспективного спроса на региональные туристические маршруты.
Туристическая отрасль России находится на пороге значительных изменений и развития. Поддержка государства и рост интереса к внутреннему туризму создают благоприятные условия для дальнейшего улучшения туристической инфраструктуры и сервиса. Россияне все чаще выбирают путешествия по своей стране, и работа над тем, чтобы сделать эти путешествия еще более привлекательными и доступными для всех, продолжается.