НОРБИТ, нетворкинг-платформа Digital Leader, К2Тех Data Lab, Kept, и Arenadata поделились результатами совместного исследования российского рынка BI-решений. Согласно анализу, с 2021 г. по первый квартал 2024 г. доля внедрений зарубежных систем снизилась с 90% до 23%, российских – возросла с 9% до 68%.
Компании enterprise-сегмента, которые продолжали по инерции использовать западные продукты или прибегали к комбинированным решениям, активно обращаются к российским BI-системам. Заказчики отмечают, что уход зарубежных вендоров повлек за собой сложности с приобретением или продлением лицензии, обновлением и сопровождением их решений, а также дефицит специалистов для доработки, интеграции и технической поддержки.
В 42% проектов компании отдали предпочтение российским вендорам: Visiology, Форсайт, Luxms BI, Loginom, 1С:Аналитика, Goodt Insight. Реже принимали решение об использовании азиатской платформы FineBI. В качестве альтернативы некоторые компании своими силами частично дорабатывают продукты с открытым исходным кодом, например, Apache Superset.
Артем Ивакин, директор по развитию бизнеса НОРБИТ: «Среди российских BI-решений отсутствуют очевидные лидеры. Однако отечественному бизнесу нужно будет определиться с наиболее подходящим продуктом с учетом задач, требований и стратегии на будущее. Наше совместное исследование поможет сделать это осознанно, опираясь на карту решений, отраслевые сценарии и эффекты, а также тренды, которые фиксируют опрошенные эксперты».
Опрос показал, что при выборе решения наиболее значимыми факторами становятся стоимость лицензий и внедрения, производительность, функциональность. Среди компаний со штатной численностью 8-15 тысяч человек масштабные внедрения систем от 1000 пользователей востребованы у 24%, ограничиваются инсталляциями до 200 лицензий – 48%. Предоставляют доступ к операционной аналитике всем сотрудникам – 64% компаний. Для трети респондентов целевой пользователь BI-систем — высшее руководство, которое осуществляет мониторинг бизнес-показателей в режиме реального времени.
Александр Тимчур, руководитель департамента поддержки продаж Arenadata:
«Российский рынок BI-систем развивается уверенными темпами. Как показывает практика не только в BI-сегменте, но и в области продуктов по работе с данными, заказчики понимают, что продолжение использования зарубежных решений — это путь, который неизбежно ведет к стагнации».
Важным фактором остается безопасность данных. Во избежание рисков 80% компаний разворачивают BI-системы во внутренней инфраструктуре. Однако некоторые организации enterprise-сегмента готовы рассмотреть облачные сервисы, если будет предложена низкая цена и использована отечественная платформа.
Дмитрий Красников, руководитель производства управления данными Big Data & BI К2Тех: «Мы явно видим запрос рынка на развитие облачных российских решений. Многие BI-системы, представленные сегодня на рынке, уже сопоставимы с зарубежными по функциональности и даже опережают их по ряду параметров: удобство интерфейса, поддерживаемые источники данных и уровень вендорской поддержки».
Дарья Максимова, директор технологической практики Kept: «Сегодня мы наблюдаем динамичное развитие BI-продуктов в России. Большая часть вендоров с повышенным вниманием относится к обратной связи от клиентов, учитывает их предложения и замечания в регулярных обновлениях. Поэтому мы можем надеяться, что существующая недостаточность функционала некоторых решений, ограничивающая использование новых возможностей в реальных кейсах из-за отсутствия гибкости в настройке, в скором времени будет исправлена».
Получить доступ к полному документу исследования можно на сайте.