Крупные компании стали проявлять больше интереса к b2c-направлению. Например, по итогам 2023 года продажи собственных торговых марок (СТМ) и розничных брендов из России и стран СНГ достигли 32% (106,2 млн из 332 млн штук). Об этом сообщил управляющий партнер ИТ-холдинга Fplus Алексей Мельников в ходе конференции «Ведомостей» о перспективах российской потребительской электроники. Он подчеркнул, что долгое время отечественные производители в розничном сегменте были скорее экзотикой, чем нормой.
По данным холдинга, выше всего этот показатель в потребительской электронике (телевизоры, игровые приставки и т.д.). В прошлом году там было продано 27 млн товаров, среди которых 35% составили бренды российского производства и стран СНГ, еще 13% – СТМ. Далее следует мелкая бытовая техника (к примеру, чайники, фены, блендеры): 37% и 8% соответственно. В сегменте крупной бытовой техники (холодильники, стиральные машины, электрические плиты и проч.) на проданные товары из России и СНГ пришлось 16%, на СТМ – 22%. В компьютерной технике это соотношение составило 22% и 8%, а в телекоме (смартфоны) – 14% и 6%.
Трансформацию российского рынка в сторону увеличения доли локального производителя подтвердил президент ассоциации РАТЭК Александр Онищук. Основным драйвером выступают торговые сети, которые заинтересованы в постоянно возобновляемом потоке товаров с сервисной поддержкой. К тому же российские производители лучше понимают потребности своего потребителя и могут создать необходимые локальные экосистемы, добавил глава SberDevices Денис Филиппов.
При этом и сами потребители готовы выбирать отечественную электронику, отметила директор по развитию бренда «Триколор» Антонина Петрова. Однако быстро наращивать спрос мешает небольшой пользовательский опыт. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо повышать узнаваемость российских брендов и формировать пул лояльных потребителей за счет серьезной маркетинговой и PR-поддержки, заметила основательница коммуникационного агентства GLUBOKO.creative Екатерина Конькова.
Не менее важно планомерно повышать качество самих устройств, дополнил генеральный директор KVADRA Дмитрий Черкасов. Любые ограничительные меры по образцу балльной системы будут неэффективны, поскольку розничный рынок невозможно отрегулировать. В этом сегменте побеждают только те продукты, которые более удобны и надежны, чем конкуренты. Впрочем, как заметил менеджер по развитию категории «компьютерные комплектующие» Wildberries Сергей Жажин, отечественным брендам по силам выиграть конкуренцию – об этом говорит растущее число предложений в сегменте российской потребительской электроники.