В ГМИИ им. А.С. Пушкина при поддержке MR Group открылась выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко», которая продлится до 15 сентября 2024 года. Проект посвящен исследованию архитектурного феномена с целью последовательно оценить этапы становления современного облика Рима и его самобытной сущности. Особое внимание отводится анализу архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, когда римские папы загорелись амбициозной идеей возродить Вечный город.
В экспозиции представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского и Дальневосточного художественных музеев. Рим вдохновлял художников из разных стран запечатлеть его облик. Значимость для каждого творца была своя: одни желали изобразить средоточие античных памятников, другие отдавали предпочтение Вечному городу как иконе католического мира, а для кого-то Рим стал образцом современной архитектуры. Творцы увековечили последовательную трансформацию города: как на смену минорным руинным пейзажам XVI века пришли триумфальные виды эпохи барокко.
Каждый посетитель выставки сможет увидеть остающиеся неизменными античные памятники, вокруг которых рушится и выстраивается заново архитектурный контур, а вслед за ним меняются и сами горожане. Главным портретом города, совмещающим античность и барокко, стал венец многовековой традиции римской ведуты – знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези. В его работах Вечный город носил контекстуальный характер: на дальнем плане изображались иные значимые постройки, тем самым инициируя путешествие зрителя от одного здания к другому.
Помимо гравюр из коллекции архитектора Максима Атаянца, посетителям представлены графические листы и рисунки, принадлежащие Пушкинскому музею, а также живописные работы с видами Рима XVIII века, созданными Джованни Паоло Панини и Бернардо Беллотто. Кроме того, ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые покажет собранные вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии.